Броненосец Maine. Самый «скандальный» корабль флота Соединенных Штатов

0 7

Без всякого преувеличения — 3 марта 1883 г. вошло в историю Соединенных Штатов. Именно в этот день Конгресс проголосовал за выделение 1,3 миллионов долларов на новое судостроение, закончив таким образом «кораблестроительные каникулы», наступившие по окончании гражданской войны. Впериод с 1883 по 1886 гг. принимается решение о пополнении флота четырьмя мониторами, шестью крейсерами, одним миноносцем и тремя канонерскими лодками. Впоследствии к ним добавились даже два броненосца. О броненосце Техаs, мы рассказали в предыдущей части корабельного каталога.А последовавшему за ним в сентябре того же года «Мэну», вероятно, довелось стать наиболее скандально известным кораблем флота Соединенных Штатов.

Maine

Корпус «Мэна» был построен из стали и имел двойное дно с 174 водонепроницаемыми отсеками. Над броневой палубой вдоль его борта располагался пояс коффердамов высотой 0,91 м. Для заполнения коффердамов употреблялась целлюлоза. Подводная часть броненосца боковых килей не имела, т.к. строители опасались потери скорости.

Броненосец Maine. Самый «скандальный» корабль флота Соединенных Штатов

Броненосец Maine проходит под Бруклинским мостом в Нью-Йорке

Полубак и полуют, обеспечивавшие лучшую мореходность, имели по бортам срезы для увеличения секторов стрельбы обеих башен главного калибра, которые устанавливались со смещением относительно диаметральной плоскости. Таким размещением крупнокалиберной артиллерии судостроители по требованию заказчиков пытались обеспечить сильный носовой (перед решающим таранным ударом) и кормовой (при отходе) огонь. Первоначально на броненосце предполагалось установить рангоут из трех мачт с косыми парусами, либо вооружить его по типу барка (фок и грот — с прямыми парусами, бизань — с косым). Но в 1892 г. от бизань-мачты отказались. На топах фок- и грот-мачт устроили боевые марсы с малокалиберной артиллерией. Изготовление брони планировалось на заводе «Бэтлхем Стил Уоркс» в г. Филадельфия (штат Пенсильвания), а установка ее на место — в доке Бруклинского адмиралтейства. Производство брони для новых кораблей сопровождалось комплексом ее испытаний как на заводах-изготовителях, так и на полигонах флота.

Согласно первоначального проекта, на «Мэне» его 10-дюймовые пушки предполагалось разместить в барбетах на верхней палубе открыто, прикрыв лишь щитами. Такая защита орудий главного калибра поначалу считалась достаточной — вес она имела не очень большой и высокобортный мореходный крейсер (в качестве которого закладывался корабль) мог иметь барбеты на верхней палубе, чтобы уменьшить их заливаемость. Но быстрое развитие скорострельной артиллерии с фугасными снарядами, дающими при взрыве массу осколков, делало пребывание артиллерийских расчетов за щитами уже небезопасным. Со времен гражданской войны американцы стремились надежно прикрыть экипажи своих мониторов и броненосцев от вражеских снарядов. Потому и для «Мэна» первоначальный проект в части броневой защиты главной артиллерии был переработан. Броненосец построили с закрытыми орудийными башнями. Они стали заметно тяжелее, поэтому их барбеты пришлось разместить палубой ниже. По этой же причине и надстройку пришлось сделать более узкой, что не могло не сказаться на ухудшении обитаемости.

В 1890 г. барбеты башен были приподняты, чтобы увеличить высоту осей пушек, и для компенсации вес орудийных башен (т.е. толщину их бронирования) пришлось уменьшить. В конечном счете, 124,6 т веса, сэкономленных на орудийных башнях, были израсходованы на поясную броню (увеличившуюся до 305 мм) и на барбеты (толщина которых увеличилась с 267 до 305 мм).

Броненосец Maine. Самый «скандальный» корабль флота Соединенных Штатов

Броненосец Maine на достройке. Начало 1890-х годов

Заметим, что в Англии ко времени закладки «Мэна» спускали на воду как башенные, так и барбетные броненосцы. И другие страны еще долго строили корабли с открытыми орудиями, опасаясь лишь прямого попадания снаряда, но не осколков. Американцы, защитив прислугу в башнях «Мэна», в этом вопросе оказались дальновиднее многих европейцев.

Броневой пояс «Мэна» состоял из плит гарвеевской стали высотой 2,13 м, возвышался над грузовой ватерлинией (при проектной осадке 6,55 м) на 0,91 м и опускался ниже ее на 1,22 м, защищая борт не по всей длине корабля, а лишь в средней части на протяжении 54,86 м в районе машин и котлов. Толщина его от верхней кромки на 1,22 м вниз была 305 мм, а затем плавно утоньшалась до 178 мм. Борта выше пояса броней не обшивались и прикрывались от огня только угольными ямами. Для защиты от продольного огня броненосец получил лишь одну поперечную переборку (траверз) толщиной 152 мм, соединявшую носовые оконечности пояса. Кормовую броневую переборку не установили, так как корабль в первую очередь предназначался для крейсерских операций и боя с преследованием. Сверху над поясом настилалась плоская стале-никелевая броневая палуба толщиной 51 мм (2,54 + 2,54-мм листы). К нижним кромкам носового траверза и кормовой оконечностипояса примыкала карапасная броневая палуба толщиной от 51 до 76 мм, являвшаяся единственной защитой оконечностей. В носу палуба соединялась с тараном, обеспечивая дополнительную прочность при возможном ударе.

Броненосец Maine. Самый «скандальный» корабль флота Соединенных Штатов

USS Maine входит в гавань Гаваны 25 января 1898 года

Сверху на цитадели, образованной бортовым поясом, носовым траверзом и броневой палубой, в шахматном порядке размещались две двухорудийные башни, барбеты которых обшивались 305- мм гарвеевской броней. В нижней своей части барбеты имели 254-мм броню. Основания башен защищались отдельными редутами также из 12- дюймовой брони. Круглые в плане башни имели 203-мм броню по всему периметру.

Согласно устойчивому мнению моряков и судостроителей того времени, дистанция боя и скорость движения ожидались настолько малыми, что они могли предполагать разделение целей на неприятельском корабле: медленно наводящиеся и редко стреляющие тяжелые пушки предназначались для пробивания его броневого пояса. Более скорострельные орудия меньшего калибра должны были бороться с малыми незащищенными и подвижными мишенями на борту вражеского броненосца, например, расстреливать артиллерийскую прислугу и членов экипажей на открытых боевых постах. Сражения при Ялу и Сантьяго показали, что дистанции и скорости боя возросли — и главной задачей для любого орудия стало стремление хотя бы попасть в неприятельский корабль. На всех американских кораблях устанавливались пушки американского производства, преимущественно самого мощного по производительности артиллерийского завода в Вашингтоне «Naval Ordens Facktory». Артиллерия главного калибра броненосца состояла из четырех казнозарядных 254-мм орудий типа Mk II с длиной ствола в 35 калибров и весом по 25,7 т каждое,гидравлического наведения, установленных попарно в двух барбетных башнях системы Гизборна, одна из которых находилась в носу по правому борту, а другая в корме по левому. По сравнению с «Техасом», башни «Мэна» были заметно смещены от центра ближе к оконечностям и располагались на большем расстоянии от диаметральной плоскости (хотя ширина корабля оказалась меньше), что позволило удвоить число орудий. Каждая из башен броненосца могла вести огонь как со своего борта (на 180°), так и в сторону противоположного (на 65°). Они, в отличие от «Техаса», имели возможность заряжаться при любом угле горизонтального наведения. Правда, и пушки у «Мэна» были меньшего калибра. Вспомогательная батарея имела шесть (первоначально планировалось десять) 152-мм 30-калиберных орудий (типа Mk III, весом по 4,3 т), размещенных попарно и побортно: два под полубаком для стрельбы прямо по курсу; два под полуютом, для ведения ретирадного огня (баковые и ютовые с углами обстрела по 135°); два в центральной надстройке в районе миделя, выше уровня других орудий, с теоретическими секторами обстрела по 110° каждое. Все 6-дюймовые пушки прикрывались 51-мм броневыми листами. «Мэн» перед нанесением решающего таранного удара мог сосредоточить на противнике огонь из 4-х 254-мм и 2-х 152-мм орудий. Такое же число стволов он имел при стрельбе прямо по корме. В бортовом залпе участвовали четыре 254-мм и три 152-мм пушки.

Броненосец Maine. Самый «скандальный» корабль флота Соединенных Штатов

USS Maine

Малокалиберная артиллерия «Мэна» размещалась на баке, юте, надстройке, ходовом мостике, крыше штурманской рубки, двух его боевых марсах и броневых щитов не имела.

Машина, спроектированная главным инженером-механиком флота Соединенных Штатов Меллвилем, строилась на заводе «Палмер и К°» в Нью-Йорке и состояла из двух вертикально размещенных трехцилиндровых паровых механизмов тройного расширения с опрокинутыми цилиндрами. Оба главных механизма размещались побортно в изолированных друг от друга продольной переборкой отсеках и обеспечивались паром от восьми цилиндрических односторонних (ординарных) трехтопочных котлов Скотча, расположенных попарно в водонепроницаемых отсеках каждого борта. Тягу воздуха в котлы обеспечивали две овальные в плане дымовые трубы, расположенные вдоль диаметральной плоскости и имевшие ходы от четырех котлов каждая. Трубы находились между башнями главного калибра в надстройке и практически помех при стрельбе не вызывали. Каждая машина приводила в действие трехлопастный гребной винт из марганцевой бронзы. При общей мощности в 9000 инд. л.с. броненосец должен был достигать максимальной скорости 17 узлов. В 1895 г. на ходовых испытаниях «Мэн» развил скорость 17,45 узлов при мощности машин в 9171 (9293 инд. л.с.).

Броненосец Maine. Самый «скандальный» корабль флота Соединенных Штатов

Броненосец второго ранга Maine

17 сентября 1895 г. корабль после заводских испытаний передали флоту для окончательного снаряжения на арсенале. Укомплектованный и выполнивший задачи одиночного плавания, «Мэн» в тот же год вошел в состав эскадры Северо-Атлантического океана, где и находился до своей трагической гибели. Строительство «Мэна» задерживалось не только опозданиями в доставке брони от поставщиков (как у «Техаса»), но и пожаром в чертежном помещении Нью-Йоркской верфи военно-морского флота. К тому времени, когда он стал готов, система взглядов на броненосные крейсеры заметно изменилась, что было связано с бурным прогрессом в кораблестроении. И через год после вхождения в строй, в 1896 г., он превратился в броненосец 2 класса, способный все-таки нести кое-какую службу в дальних морях. В феврале 1897 г. броненосец участвовал в больших маневрах Северной Атлантической эскадры, во время которых ее корабли выполнили учебную блокаду Чарльстона. Десятилетием позже после ввода в строй «Мэн» считался еще достаточно быстроходным рейдером, с хорошим радиусом действия. Но его система бронирования к тому времени уже устарела.

Проведя два года после вступления в строй в тренировочных походах, «Мэн» в конце 1897 г. стал готовиться к выполнению важной дипломатической миссии. Правительству Соединенных Штатов потребовался корабль для показа флага и защиты американских интересов на Кубе, где уже давно шла война за обретение островом независимости. Именно это небольшое событие и прославило «Мэн». Закончив подготовку, 24 января 1898 г. он покинул Ки-Уэст.

Броненосец Maine. Самый «скандальный» корабль флота Соединенных Штатов

Схема размещения артиллерии и сектора ведения огня броненосца «Maine»

25 января корабль бросил якорь в центре гаванского внутреннего рейда, сразу же приняв меры на случай провокации или саботажа. Но эти меры не спасли «Мэн» от гибели. 15 февраля в 21:40 мин в носовой части корабля раздался мощный взрыв, мгновенно отправивший его на дно. Из 350 человек экипажа (четверо находились на берегу) 252 погибли. Еще восемь впоследствии скончались от ран в госпиталях Гаваны. Оставшиеся в живых были доставлены на борт стоявших рядом американского парохода «Сити оф Вашингтон» и испанского крейсера «Альфонсо XII».

Хотя в создавшейся обстановке испанские власти и простые граждане оказали максимум внимания к трагедии и ее жертвам, официально созданная комиссия нашла злой умысел со стороны испанцев, и общественное мнение в Соединенных Штатах истолковало трагедию как руководство к действию. Все это в конечном итоге привело к объявлению 21 апреля войны между Америкой и Испанией. Итог этой войны хорошо известен, после ряда поражений Испания вынуждена была согласиться с «независимостью» Кубы.

Броненосец Maine. Самый «скандальный» корабль флота Соединенных Штатов

Броненосец «Maine» в середине 90-х годов XIX в.

5 августа 1910 г. Конгресс санкционировал подъем «Мэна» и направил в Гавану американских инженеров. Параллельно начала работу вторая комиссия по расследованию причин взрыва. Итогом подъемных работ стало заключение о внешнем характере взрыва, однако так и не было установлено: кто, как, а главное зачем прикрепил к корпусу броненосца мину.

Еще в 1898 г. начала работу альтернативная испанская комиссия расследования причин взрыва «Мэна». Она пришла к выводу, что наиболее вероятная причина состоит в пожаре в угольных ямах, прилегающих к пороховым погребам. Но тогда выводы испанцев в американской печати даже не упоминались. Интересно, что в 1976 г. американский адмирал Хайман Риковер начал частное расследование, к которому в 1990-х присоединилось Национальное географическое общество. Проведя масштабный сбор материалов, они в итоге компьютерного моделирования в 1999 г. установили, что все факты довольно хорошо согласуются с версией взрыва от воспламенения угольной пыли.

Однако до сих пор сильны и позиции сторонников «теории заговора». В частности, эта точка зрения сейчас является официальной на Кубе. Суть ее заключается в том, что американское правительство осознанно пошло на убийство собственных граждан для создания «казуса белли». В этом случае взрыв на броненосце «Мэн» попадает в одну категорию с Перл-Харбором и 11-м сентября.

Броненосец Maine. Самый «скандальный» корабль флота Соединенных Штатов

Но, так или иначе, а поднятый 2 февраля 1912 г. корпус «Мэна» в итоге перевели на глубоководье, где его 16 марта затопили торжественно со всеми почестями, подобающими воинскому захоронению.

Что касается жертв трагедии, то все они были в феврале 1898 г. преданы земле на кладбище Колон в Гаване, за исключением умерших от ран, захороненных в Ки-Уэсте. В декабре 1899 г. все тела захороненных в Гаване были эксгумированы и перезахоронены на Арлингтонском военном кладбище (за исключением одного тела, забранного родственниками). В 1911 г. после подъема корпуса «Мэна» на нем было найдено еще 66 тел, преданных земле в Арлингтоне, доведя общую численность похороненных там до 229. Остальные тела были полностью уничтожены в результате взрыва.

Броненосец Maine. Самый «скандальный» корабль флота Соединенных Штатов

Броненосец «Maine» после взрыва

Katahdin

Рассказ о памятниках готовности американского флота к экспериментам можно было закончить, если бы не еще один корабль, который даже по прошествии стольких лет специалисты затрудняются отнести к какому-либо классу боевых кораблей, называя его неопределенно «броненосным тараном».

В рамках «Корабельного каталога» мы уже рассказывали, что изредка во флотах ведущих военно-морских государств возникала идея строительства специализированного судна-тарана. Как ни странно, но не забыли этой идеей побаловаться и в США, заслужив весьма сомнительный титул создателей последнего тарана в мире. Им стал броненосец «Катадин», спущенный на воду в феврале 1893 г.

Броненосец Maine. Самый «скандальный» корабль флота Соединенных Штатов

USS Katahdin

Что интересно, идею судна предложил министерству контр-адмирал Аммен, обобщив свои наблюдения и опыт гражданской войны. Но, как и в случае с «Рихуэло», в качестве основы проекта было выбрано не менее сомнительное детище Туманного Альбиона — таран «Полифемус».

«Катандин» по сути дела представлял собой однопалубный корабль, верхняя карапасная палуба которого даже в порожнем состоянии уходила кромкой в воду. При этом она имела довольно солидную толщину в шесть дюймов, что, учитывая возможность рикошета при острых углах падения снаряда, делало ее весьма серьезной защитой. Но на этом защита корабля не закончилась. Под палубой шел броневой пояс, толщиной в три дюйма. Все это настилалось на почти метровый слой сосны, создавая весьма надежную броневую коробку. Хотя вооружение корабля ограничивалось четырьмя 5-фунтовыми орудиями, главное оружие его составлял таран, для подкрепления которого использовался силовой набор корпуса и броня.

С двумя машинами, суммарной мощностью в 4800 л.с., «Катандин» теоретически мог развить лишь довольно скромную скорость в 17 узлов. Но испытания, начавшиеся еще в 1894 г., дали по факту только 14 с небольшим узлов. Несколько раз поменяв винты и внеся изменения в машины, судостроители за следующие два года смогли выжать еще не более пары узлов. Из-за явной неудовлетворительности результатов, правительство долго колебалось с приемкой корабля. Вездесущие газетчики даже сообщали «абсолютно точные» сведения из «проверенных источников», что задержка с приемкой объясняется желанием продать это «чудо-оружие» третьим странам, среди которых называлась Венесуэла и даже кубинские инсургенты. Но в итоге 20 февраля 1896 г. «Катадин» вошел в состав флота Соединенных Штатов.

Броненосец Maine. Самый «скандальный» корабль флота Соединенных Штатов

Впрочем, каких-либо достойных упоминания событий в его карьере не произошло. Даже в испано-американской войне таран участвовал более чем номинально — как судно защиты побережья, в итоге так и не снявшись с якоря. В конце концов, сразу же по окончании войны корабль выводится в резерв, чтобы в 1909 г. быть исключенным из списков флота. А в сентябре того же года «Катандин» отправился на дно в ходе артиллерийских учений.

Конечно, можно долго потешаться над государствами, по абсолютно непонятным причинам строившими заведомо неудачные корабли, но надо отдать должное американцам. История с «Мэном», «Техасом» и «Катандином» пошла им впрок. При строительстве предприятия и подрядчики набирали бесценный опыт. А потом в ходе эксплуатации моряки знакомились с возможностями своего оружия, чтобы быть готовыми принять еще более совершенные системы. Даже опыт «Катандина» оказался востребованным при постройке и эксплуатации первых американских… субмарин.

Броненосец Maine. Самый «скандальный» корабль флота Соединенных Штатов

USS Katahdin

Статья была опубликована в июльском номере журнала «Наука и техника» за 2012 год

Купите Постерыдля дома, офиса, бара на сайте «Наука и техика» в подарок себе и близким.Недорогой сюрпризшефу, друзьям, клиентам и сотрудникам.

В наличииПлакаты бронетехники, набор постеровстрелкового оружия, боевой техники. Если вы неравнодушны к авиации, то вас, наверняка, заинтересуют постеры сбоевыми,транспортными или пассажирскими самолетами.

Источник: naukatehnika.com
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy