Содержание страницы
Когда едешь по трассе Лена, сквозь тайгу и озера, уже привыкший к видам чахлых деревьев за окном и бескрайних зеленых сопок, как-то совершенно не ожидаешь внезапно увидеть многоэтажки, в несколько рядов встающие на горизонте.
Город больших надежд и бывших заключенных
Тында. Город, на который много раз возлагали большие надежды и которому не суждено было их оправдать. Еще в царской России на месте нынешней Тынды был основан поселок золотодобытчиков Тындинский. Людей в нем проживало меньше 2 сотен.
Но с приходом советской власти было решено осваивать дальний Восток, а потому потребовалась инфраструктура. Сюда пригнали заключенных БАМлага для строительства знаменитой железной дороги. И уже в этот момент на Тынду стали возлагать надежды.
Рельсы пришлось разобрать
Планировалось улучшить Тынду настолько, чтобы уже в 43 году поселок получил статус города, а через 8 лет после этого — статус столицы (!) области. Но все мы знаем, что случилось в 41. Не до Тынды стало совсем. Рельсы, уже уложенные для магистрали, пришлось демонтировать для нужд фронта.
Вторя жизнь Тынды началась уже в 60-е, когда снова появилась нужда в БАМе. Тында расцвела, получила все-таки свой статус города, в 70-е сюда поехал народ, город ширился и снискал прозвище "Столица БАМа".
Небоскребы тайги
В 80-е там прошел слет ударных комсомольцев, город был признан перспективным. Еще одно негласное прозвище — "мечта комсомольца" — тоже на какое-то время приклеилось к Тынде. Из Тынды в Москву ходили скорые поезда и посреди тайги стали расти многоэтажные дома.
Сначала ряды 9-этажек, а потом — небоскребы тайги — 16-этажные многоквартирные дома. Которые еще относительно недавно считались самыми высокими зданиями во всей Амурской области.
Бесперспективная Тында
К 91 году в Тынде проживало 65 тысяч человек. Перспектива говорила о том, что к началу 21 века там будет жить сотня тысяч, но… Снова мы все знаем, что случилось в 91. Люди массово повалили оттуда в места, где получше, Тынду признали бесперспективной.
Сегодня в городе живет 33 тысячи человек. Долгие годы в городе вообще не строили никакого нового многоквартирного жилья. Он постепенно угасал. К концу 90-х БАМ расформировали, поделили на участки и отнесли к другим отделениям.
Что сегодня?
Сегодня столица БАМа все равно выглядит удивительно. Все-таки многоэтажные дома на возвышенности посреди тайги смотрятся интересно.
В городе идет своя жизнь, есть бары, развлечения. Трассу Лена асфальтируют, с одной стороны от Тынды уже асфальт, с другой еще пока грязища и взрывные работы. Это видно на первом фото. Может быть, хорошая трасса поможет городу найти в себе новые стимулы для развития? Как думаете?
Свежие статьи об Амурской области, Якутии, Колыме и путешествии из Москвы в Магадан на машине ищите на канале. Подпишитесь и не пропускайте)