В Норильске я хотел побывать довольно давно.
Во-первых, совсем рядом находится уникальнейшее место в России — плато Путорана.
Во-вторых, это полуостров Таймыр, Енисей, бескрайняя лесотундра и дальше тундра на севере, оленеводы, нетронутая природа.
В-третьих, здесь сложная и трагическая история, связанная с ГУЛАГом и появлением нынешнего металлургического гиганта силами и здоровьем сотен тысяч заключённых.
Ну и, в-четвертых, это самый крупный город в мире за Полярным кругом, к тому же, фактически, не имеющий наземного сообщения с Большой Землёй, а значит мне интересно, как здесь живут люди, и как вообще всё утроено.
Удивительные вещи начались ещё на подлёте к Норильску.
Несмотря на то, что я больше 10 раз был на Севере, мне всё никак не удавалось увидеть северное сияние. И вот … увидел его прямо с борта самолёта, полыхающее над Таймыром. Невероятно красиво и впечатляюще.
Прилетая в Норильск зимой, нужно быть готовым к тому, что … на трапе самолёта может запросто сдуть ветром! И вообще, здесь довольно прохладно: -40 — абсолютное нормальное дело, как и сумасшедший ветер.
Так что в московском пуховичке будет … прохладно.
Как я уже рассказывал, в Норильске по прилёту есть паспортный контроль, как будто ты прилетел из-за границы, а не из Москвы.
Почему он здесь, я уже рассказывал в отдельной публикации (почитать можно здесь)
Сам по себе Норильск находится в очень суровом месте.
Ты понимаешь это еще на трапе самолёта, как вы поняли, и ощущаешь это буквально на каждом шагу.
Но особенно сильное впечатление остаётся, когда ты видишь окружающую лесотундру с воздуха: с борта вертолёта или самолета, если вылетаешь днем.
А если ты еще знаешь историю и то, как строился город и вся эта металлургия силами огромного количества каторжников-заключённых в середине прошлого века, то тебя берёт оторопь: ведь это ты сейчас в тёплом салоне, в хорошем термобелье и в термосе всегда есть горячий чай.
А эти люди жили в бараках, долбили вечную мерзлоту, питались баландой и оставляли свои жизни в забоях и каменоломнях…
Норильск выглядит совсем не так ярко и обустроено, как поразивший меня Салехард. Вот он-то, как раз, типичный город в российской Арктике.
Но при этом, когда попадаешь в центр, в какой-то момент вдруг задаешься вопросом: «А это точно не Питер?».
Центральная часть города выглядит монументально и величественно — прямо образец сталинского ампира.
На самом деле, удивительного в этом городе и его окрестностях настолько много, что многие моменты я отражу в отдельных публикациях, чтобы не проходиться по ним поверхностно.
Будет в них и про особенности города, жизни в нём и насущных проблемах, о гулаговской истории, т.к. здесь остались леденящих душу десятки мест с того времени, не упущу цены на овощи/фрукты, бытовые нюансы, вновь слетаю в тундру к оленеводам и покажу, как они живут на Таймыре и чем их жизнь отличается от ямальских оленеводов… В общем, материала — выше крыши.
Подписывайтесь и читайте!