Ввоскресенье, 27 декабря, актёру, режиссёру и сценаристу Сергею Бодрову – младшему исполнилось бы 49 лет. В 90-х артист, бесспорно, стал героем целого поколения благодаря роли Данилы Багрова в фильмах “Брат” и “Брат-2”. Однако так ли Сергей Бодров был похож на своего персонажа и что он на самом деле думал о России и США?
Феномен “Брата”
Фильмы Алексея Балабанова “Брат” и “Брат-2” вышли в прокат в конце 90-х и стали культовыми. Русскому зрителю оказался невероятно близок образ главного героя Данилы Багрова – сурового парня в грубом свитере, который ищет правду и добивается справедливости своими методами.
Бодров-младший настолько органично выглядел в образе Данилы, что зрители в какой-то момент перестали разделять их, а сам персонаж стал казаться реальным человеком.
По словам Бодрова, люди часто кричали ему вслед: “Брат!”
Знакомые актёра тоже утверждали, что и Сергей, и Данила в жизни очень похожи, но сам Бодров был не так категоричен.
Объясняя причину популярности этих фильмов в многочисленных интервью, Сергей отмечал, что дело не в том, что русские предпочитают “добро с кулаками” и поэтому расправляющийся с бандитами и злодеями Данила так им близок.
Суть здесь в глубинном состоянии России, которая была ввергнута в 90-х в хаос и беззаконие и где каждый хотел справедливости. Данила стал примером человека, который не отказался от своей морали ради денег, который бросил всё и отправился в чужую страну, чтобы помочь брату армейского друга. Он добивался справедливости методами, которые оказались доступнее всего.
“Мне кажется, что существует жажда, такое кислородное голодание, не от отсутствия силы, жестокости, обреза под курткой, а от отсутствия некоего слова закона, справедливости. Данила пробует первым и пытается добиться справедливости. Прав он или неправ – рассудит время. Наверное, потом, когда справедливость рано или поздно восторжествует, все забудут про пистолет, но справедливость будут любить”, – говорил Бодров.
По его словам, ему бы хотелось быть похожим на Данилу, но вот смог бы он или кто-то другой поступать так же, как Багров, – другой вопрос.
“У меня вообще странное отношение к нему: он и похож на меня, и не похож, и проще чем-то, и взрослее. В общем, действительно, брат”, – добавил артист.
Welcom to USA
Зная Бодрова, многие отмечали, что он буквально жил на экране. Да и сам актёр заверял: “Я не артист. Роль для меня – это не профессия, это поступок, который совершаешь”.
Как бы то ни было, роль Данилы Багрова стала для него по-настоящему близкой и значимой, а съёмки наложили отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Благодаря им Сергей посмотрел мир, объездил США и понял, в чём же сила.
Бодров рассказывал, что во время поездок в Штаты всё время встречал соотечественников, которые либо мечтали там остаться, либо остались. Все они думали, что в Америке сила, но счастливыми совсем не казались.
“Я, как и Данила, не очень любил Америку. Слишком уж много её хвалили, а до этого ругали, и от этого становилось вдвойне неприятно. Но оказалось всё по-другому. Первый раз я полетел в Лос-Анджелес, и первое, что увидел, – красное закатное солнце, падающее в океан, пальмы, под пальмами машина с мигалкой, на асфальте лежал негр в наручниках, а сверху на нём сидел полицейский с кольтом. “Welcom to USA”, – прокомментировал водитель. Потом выяснилось, что есть там и бомжи, и метро, церкви, заброшенные бензоколонки”, – отмечал актёр.
По его словам, увидел он в США много всего, но той самой “силы” и правды так и не нашёл. Зато пришёл к выводу, что всё это должно быть в людях, тогда им везде будет хорошо, а жить всё же лучше всего на Родине.
Донести это попытались и в “Брате”. Однако Бодров подчёркивал: создатели фильма никогда не ставили целью сказать, что “все американцы – козлы”. Наоборот, просто хотели показать, что “мы, русские, не уроды”.
“Давайте любить нашу Родину только за то, что она наша”
Знакомые, друзья и коллеги Сергея Бодрова называли его мыслящим интеллигентом, а высказывания артиста подолгу обсуждались и часто уходили в народ.
Так, в мае 2002 года вышло большое интервью с Бодровым в журнале “Искусство кино” под названием “Идёт игра народная”.
Сергей к тому моменту был уже успешным актёром, режиссёром и ведущим программы “Взгляд”.
Журналисты напомнили призыв артиста любить Родину только за то, что она наша, и спросили, считает ли он, что момент настал, “мы” должны действовать и Родина стала “нашей”. Бодров в ответ подчеркнул, что нет никаких отдельных “мы”, и не “стала”, а была, есть и будет, так как каждый житель России несёт за неё ответственность.
“Она никогда не переставала быть нашей и не должна перестать, мы отвечаем за неё, какой бы она ни была. Иначе и в устах рокера, и в устах любого другого типичного представителя, например партийного функционера 1970-х или энкавэдэшника 1930-х, все слова о Родине становятся спекуляцией. Всё равно мы все вместе, это наша страна и наши люди”, – объяснил он.
Наших людей актёр действительно любил и старался помогать. Осенью 1998 года в эфире “Взгляда” Бодров заявил: “Мы делаем программу о добре, вере, порядочности, справедливости – то есть о том, что делает жизнь привлекательной: накорми голодного, дай надежду отчаявшемуся, позвони родителям, построй что-нибудь… Живи красиво”.
Знаменитый актёр и его коллеги зачастую брали на себя обязанности Деда Мороза. На почте они забирали письма, написанные для волшебника детьми, и исполняли мечты малышей.
Потеря героя
Однако жизнь артиста трагически оборвалась в сентябре 2002 года. Мало кто знает, но после дебютной режиссёрской работы над фильмом “Сёстры” Бодров долго не решался приступить к следующему проекту, хотя первая картина была признана очень успешной.
“Ужас пришёл сейчас. Обычно сложно снимать уже второе кино. На первой картине есть, конечно, момент какого-то задора и безбашенности. Ну, как в детстве! Я помню, съезжал с горок на деревянных лыжах просто как нефиг делать. Потом, через несколько лет, пришёл на эту горку – и у меня внутри пробежал холодок. Я подумал: “Нет, надо съехать”. Съехал, сломал одну лыжу”, – рассказывал он.
Было ли это предчувствием, можно лишь догадываться. Но именно на съёмках второго фильма “Связной” и произошла трагедия.
Съёмочная бригада попала под сход ледника в Кармадонском ущелье в Северной Осетии. Без вести пропали более ста человек, в том числе не удалось найти тело знаменитого артиста.
Примечательно, но горы были настоящей страстью Бодрова. Познакомившись с ними впервые на съёмках “Кавказского пленника”, он часто повторял: “Я бы хотел жить среди них”.