К сожалению, нигде нет официальной статистики, сколько положенных по закону денег люди недополучили из-за того, что вовремя не обратились с заявлением в ПФР, соцзащиту или другое учреждение, ведающее назначением льгот.
Наверняка таких найдется немало, поскольку до недавнего времени госорганы не обязаны были уведомлять граждан о том, что им полагаются какие-то преференции.
Наконец, эта проблема стала разрешаться: в федеральном законе закрепили право каждого гражданина получать информацию о том, какие льготы положены лично ему (ст. 5.2 Закона № 461-ФЗ).
И уже 1 декабря 2020 года стартовал первый этап реализации этого масштабного проекта: граждан начали информировать о льготах через портал «Госуслуги». Разберем, что за нововведения появились в связи с этим на портале и как ими воспользоваться.
Главная интрига — это анкета, которую теперь предлагают заполнить на портале «Госуслуги» некоторым гражданам. Нужно ли ее заполнять и что это даст?
Чтобы получать уведомления о своих льготах, гражданину нужно заявить об этом через свой Личный кабинет на портале «Госуслуги». Для этого:
— нажимаем в Личном кабинете на свои Ф.И.О. вверху экрана, выбираем вкладку «Документы и данные» и кликаем на нее,
— далее нажимаем на ссылку «Льготы и выплаты», кликаем «Перейти к согласию» и нажимаем «Разрешить».
Теперь портал обязан направлять уведомления, как только у вас возникнет право на какую-то льготу или соцвыплату.
Обратите внимание, что через базу ЕГИССО (это Единая государственная информационная система социального обеспечения) на портал «Госуслуги» передаются данные не только о федеральных, но и обо всех специальных мерах соцподдержки, которые предусмотрены для жителей конкретного региона (т. е. информировать гражданина будут в т.ч. о региональных и муниципальных льготах и доплатах).
Уведомления будут поступать в Личный кабинет на портале «Госуслуги» (ПП РФ от 03.12.2020 № 1994).
Но пока база ЕГИССО неполная, портал будет предлагать гражданину заполнить дополнительную анкету, чтобы убедиться, действительно ли он подпадает под условия предоставления той или иной льготы.
Например, одному из родителей ребенка-инвалида с детства, воспитавшему его до 8-летнего возраста, назначается досрочная пенсия по старости (женщине — с 50 лет, мужчине — с 55 лет).
Поэтому, условно, если мать воспользовалась этим правом и вышла на досрочную пенсию, то отцу эта льгота уже не полагается. В связи с чем в анкете будет предложено ответить на вопрос, получает ли второй родитель ребенка пенсию и какую.
После чего портал выдаст уведомление — полагается заявителю досрочная пенсия по старости или нет. Как указывают разработчики этого сервиса, анкета является временной мерой — до тех пор, пока база ЕГИССО не станет максимально полной.
Если у пенсионера нет доступа к порталу «Госуслуги», он сможет получать уведомления о своих льготах по телефону (используя кодовое слово, которое оформляют в ПФР) или на личном приеме в ПФР или органах соцзащиты населения.
Но это будет реализовано позднее: телефонные уведомления введут с июля 2021 года, а информирование при личном посещении — только с 2022 года (это будут второй и третий этапы проекта).
Стоит учитывать, что информацией о новых функциях портала «Госуслуги» могут воспользоваться мошенники (они давно пополнили свой арсенал этим сайтом).
Если на электронную почту поступает предложение от имени портала «Госуслуги» заполнить анкету для получения выплаты, которая, будто бы, давно положена человеку по закону, то это, скорее всего, обман.
Известно множество случаев, когда после заполнения подобных анкет с банковской карты человека списывали деньги, якобы в счет оплаты дополнительных услуг, — и никакой обещанной выплаты он, разумеется, не получал.
Поэтому заполнять анкету и совершать все действия, связанные с получением официальных уведомлений о льготах, нужно только на официальном портале «Госуслуги», авторизовавшись в своем Личном кабинете.