Сегодня у нас легендарный труженик неба — самолёт Ан-2, также известный как «Аннушка». Мы продолжаем серию публикаций, о советской гражданской авиации материалом материалом о «кукурузнике» , а также мифах и реальных рекордах с ним связанных.
Многие также сравнивают Ан-2 со знаменитой УАЗ-452 и действительно ощущения от поездки по сельской местности в «буханке» и полёта на «кукурузнике» порою очень похожи. Обе машины просты и надёжны, но не отличаются особым комфортом для пассажиров.
Что общего между «буханкой» и «аннушкой»?
В умах людей главным объединяющим фактором является долговечность службы Ан-2 и УАЗ-452: сменились поколения, изменился строй и политическая карта мира, а эти две машины эксплуатируются и сегодня, и выглядят точно также, какими их видели люди уже много лет как вышедшие на пенсию.
Вторым фактором стала простота и эффективность конструкции. Эти две модели «сразу получились хорошо» и справлялись с поставленными перед ними задачами без серьёзных технических доработок.
Также обе машины имели множество модификаций, в полной мере охватывающие все области народного хозяйства и могут по праву называться одними из наиболее узнаваемых моделей советской техники
Но и уравнивать эти две машины нельзя. Всё-таки Ан-2 поставил множество рекордов и является одним из самых простых и надежных самолётов не только в СССР,но и во всём мире. УАЗ-у в этом вопросе похвастаться нечем.
Про историю создания и ТТХ самолёта рассказывали многие, и, чтобы не повторяться, я приведу лишь сводную инфографику о модели Ан-2.
Интересный факт: львиная доля всех экземпляров «самого известного советского самолёта» была собрана не в СССР. Большая часть Ан-2 собрана в Польской Народной Республике (≈ 12.000 самолётов), на территории же Советского Союза «кукурузник» собирали на авиационном заводе № 473 в Киеве (≈ 3.500 самолётов) и всего 506 машин выпустил Долгопрудненский машиностроительный завод в Московской Области.
Самолёт легендарный и не всегда среди огромного списка подвигов «кукурузника» можно отличить правду от вымысла, например:
Правда:
Ан-2 вошёл в историю (и в книгу рекордов Гиннеса) как единственный в мире самолёт, выпускающийся серийно более 65 лет (производится с 1947 года)
Полумиф:
Лётчики-испытатели достигли на «кукурузнике» Южного Полюса. В действительности полёт выполнялся на специально подготовленном Ан-3Т (отличается усовершенствованным мелкосерийным двигателем ТВД-20-01Б и иными техническими доработками).
Миф:
В годы войны «кукурузники» Ан-2 использовали в качестве бомбардировщиков, и они были «невидимыми для радаров противника». На самом деле, в Великой Отечественной войне Ан-2 не участвовал — первый его полёт состоялся лишь 31 августа 1947 года.
Этот миф основан на путанице простонародных названий самолётов. Во время ВОВ роль лёгких бомбардировщиков выполняли бипланы У-2 (он же По-2), которые тоже называли «кукурузниками». Вот они действительно могли двигаться с небольшой скоростью на сверхмалых высотах. Ну и радиолокаторы их, соответственно, не могли их обнаружить. Единственное, что в этом мифе правда — это одинаковые названия самолётов и схожесть их конструкции. У-2, как и Ан-2, был бипланом.
Сюда же можно добавить миф о том, что Ан-2 был самым массовым советским самолётом — это не так. По-2 выпущено намного больше.
Какая сейчас судьба у аннушек?
В Польше производство Ан-2 завершилось лишь в 2002 году. В Китае он производится и по сей день, а выпуск модернизированной версии Ан-3 у нас в стране прекращен в мае 2009 года.
Как выяснилось строить самолёты по «демократической» цене в СССР получилось лучше, чем в России. За 2006-2009 годы продали лишь 3 самолёта. При средней цене в 1.5 миллиона долларов он стоил дороже американского Cessna Grand Caravan, который превосходил Ан-3 по качеству и лётным характеристикам.
К счастью (или к сожалению?), американских аналогов «буханке» на нашем рынке нет и её продолжают выпускать в том же виде, что и 50 лет назад.
Ну, а закончить хочется на приятной ноте и добавить новогоднего настроения примером того, как малая авиация меняет мир к лучшему. На этом черно-белом фото 1965 года Ан-2 привёз новогодние ёлки в узбекский совхоз «Джанагельды» (Бухарская область).
Ещё материалы из серии про советские самолёты и вертолёты:
— Легендарный Ту-154 без пассажиров и пилотов
— Очень подробный фотоотчёт из Ту-134А
— Самолёт Як-40 переоборудованный в бизнес-джет