Вокруг Земли за два часа: Китай испытал прототип гиперзвукового двигателя

0 4

Технология получила название «Sodramjet», аббревиатура от «прямоточный воздушно-реактивный двигатель с наклонной ударной волной».

Многие научные исследования сообщали о достижениях в области сверхзвуковых двигателей внутреннего сгорания и прямоточных реактивных двигателей, в том числе о физике горения, тепловом КПД и принципах конструкции двигателя, которые были исследованы с помощью численного моделирования, экспериментов и даже летных испытаний. Однако , до сих пор нет практического использования ГПВРД в аэрокосмической технике.

Новая разработка китайских ученых Китайской академии наук (CAS) должна стать основой для создания многоразовых орбитальных космопланов и гиперзвуковых самолетов нового поколения, заявляет автор исследования Цзиан Цзунлинь. Отчет об испытаниях опубликован в журналеChinese Journal of Aeronautics.

Вокруг Земли за два часа: Китай испытал прототип гиперзвукового двигателя

Размещение модели Sodramjet в аэродинамической трубе.Появление Sodramjet стало следствием попытки решить одну из принципиальных проблем в разработке прямоточных ВРД. Для снижения массы самолетов конструкторы решили убрать очень тяжелую канистру с кислородом и черпать газ прямо из окружающего воздуха. Однако быстро выяснилось, что добиться равномерного поступления кислорода в камеру сгорания весьма проблематично. А главным врагом инженеров стали возникающие на сверхскоростях ударные волны, которые грозили разрушить двигатель.

Sodramjet основан на существующей технологии, известной как прямоточный воздушно-реактивный двигатель, которая разрабатывалась с тех пор, каквенгерский изобретательАльберт Фоноиспользовал примитивный прямоточный воздушно-реактивный двигатель для увеличения дальности стрельбы. В то время как обычные реактивные двигатели используют компрессорную секцию лопастей вентилятора для сжатия воздуха из воздухозаборника перед его сгоранием, прямоточные воздушно-реактивные двигатели полагаясь на поступательное движение самолета, обеспечивают поток сжатого и быстро движущегося воздуха. Затем был создан ПВРД со сверхзвуковым сгоранием (ГПВРД), который заставляет воздух течь через двигатель на сверхзвуковых скоростях, в отличие от ПВРД, который замедляет воздух перед сгоранием.

Но ГПВП имеет фатальный недостаток — сверхзвуковой воздух создает ударные волны, которые способны гасить горящее топливо.

Китайские ученые реализовали то, что придумали в НАСА еще в 1980-х, но дальше теории дело тогда не дошло. Они сумели заставить те самые ударные волны работать в унисон с камерой сгорания и проталкивать в нее кислород с гиперзвуковой скоростью. Детали процесса не раскрываются, но как пишут в СМИ, «чем быстрее работает двигатель, тем эффективнее сжигается основное водородное топливо».

Вокруг Земли за два часа: Китай испытал прототип гиперзвукового двигателя

Трехмерная модель двигателя Sodramjet разработана с использованием нескольких методов управления потоком.

Двигатель работает на чистом водороде а в его конструкции использованы неназванные особые сплавы. Их создали специально дляSodramjet, поскольку применяемые вракетно-космической отрасли металлы с трудом выдержали бы температуры, возникающие в новом ПВРД. Устройство испытанного прототипа разительно отличается от известных схем гиперзвуковых прямоточных двигателей.

Инженеры и ученые Китайской академии наук проводили эксперимент в гиперзвуковой аэродинамической трубе, способной создавать скорость воздушного потока до 9 чисел Маха. Это примерно равно 11 тысячам километров в час. Показатели прототипа во время испытаний были стабильными — он работал как положено. В ходе экстраполяции результатов измерений ученые сделали вывод, чтоSodramjet будет стабильно разгоняться и эффективно работать на скорости до 16 чисел Маха. А это уже примерно 19,5 тысяч километров в час, то есть весь экватор летательный аппарат с таким двигателем облетит чуть более, чем за два часа.

Вокруг Земли за два часа: Китай испытал прототип гиперзвукового двигателя

Прототип Sodramjet.В двигателе поток воздуха никогда не затормаживается ниже скорости звука, что позволяет расширить его рабочий диапазон.

Чтобы проверить теоретические выкладки придется дождаться постройки более мощной аэродинамической трубы. Ну а до практического примененияSodramjetможет и вовсе никогда не дойти. Да, реализованная китайскими учеными схема демонстрирует потрясающие показатели. Фактически, чем быстрее такой двигатель летит, тем эффективнее он работает. Однако использованные в его конструкции материалы выдержали лишь кратковременные эксперименты. Как они поведут себя при полетах длительностью в десятки минут — предсказать пока трудно.

Вокруг Земли за два часа: Китай испытал прототип гиперзвукового двигателя

Прототип двигателя Sodramjet в аэродинамической трубе.

Новый двигатель будет значительно меньше и легче существующих ГПВРД, а потому полет с ним через половину мира без дозаправки выглядит вполне реальным. Но это явно не перспектива ближайшего будущего, прототип лишь демонстрирует работоспособность технологии. Появления полноценного самолетного Sodramjet-двигателя в Китае пока не обещают, но отмечают – мир вступил в эпоху гиперзвуковых полетов, поэтому таких новинок будет появляться все больше.

Купите Постерыдля дома, офиса, бара на сайте «Наука и техика» в подарок себе и близким.Недорогой сюрпризшефу, друзьям, клиентам и сотрудникам.

В наличииПлакаты бронетехники, набор постеровстрелкового оружия, боевой техники. Если вы неравнодушны к авиации, то вас, наверняка, заинтересуют постеры сбоевыми,транспортными или пассажирскими самолетами.

Источник: naukatehnika.com
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy