Уметь надо: Россия и Франция спешат на помощь ЦАР. “Повстанцы” не помешают президенту Центральноафриканской Республики (ЦАР) Фостену-Аршанжу Туадере выиграть второй мандат. Его способность получать помощь сразу от всех сильных мира сего восхищает.
Мятеж экс-президента Бозизе
В Центрально-африканской республике (ЦАР) в преддверии президентских и парламентских выборов, назначенных на 27 декабря, резко обострилась обстановка. Как сообщает ТАСС, три вооружённые группировки объединились в антиправительственную “Коалицию патриотов за перемены”, цель которой помешать президенту переизбраться на второй срок. Они в пятницу, 18 декабря, начали наступление на столицу — город Банги. Правительство ЦАР обвинило в попытке госпереворота бывшего президента Франсуа Бозизе, свергнутого в 2013 году. Конституционный суд ЦАР запретил ему участвовать в выборах в 2020 году, поскольку на него есть ордер на арест Интерпола по обвинению в убийстве и пытках и он находится под санкциями ООН. Тем не менее Бозизе имеет много сторонников среди мусульманского меньшинства на севере страны и среди военных.
Русские пришли и спокойствие восстановилось
В воскресенье, 20 декабря, вечером правительство ЦАР обратилось к своим “дружественным и братским странам” — России и Руанде (отличный выбор!) — с просьбой о помощи в обеспечении безопасности избирательного процесса. Во вторник, 22 декабря, боевики взяли четвёртый по величине город ЦАР Бамбари, расположенный в 380 километрах к северо-востоку от Банги. Однако уже в среду, 23 декабря, официальный представитель миротворческой миссии ООН (MINUSCA) на пресс-конференции в столице заявил, что город находится в руках миротворцев ООН и национальных сил безопасности.
“Ситуация в Бамбари находится под контролем”, — заявил Абдулазиз Фолл.
Местный ресурс corbeaunews-centrafrique.com пишет, что в городе “спокойствие восстановилось после прибытия подкрепления из русских и португальских (из контингента ООН) военных подразделений”. Мэр города заявил, что были разграблены полицейский участок, жандармерия и некоторые дома, а сами чиновники укрылись на базе MINUSCA. Местные жители не пострадали. Это говорит о демонстративном характере атаки и порождает конспирологические теории о “договорняке”. Собственно этим и надо заниматься, если по стране бродят бандиты из 14 вооружённых группировок, промышляющих убийствами и грабежами. Именно от их рук погибли в прошлом году российские журналисты, приехавшие снимать фильм о российском присутствии в ЦАР.
Российское присутствие в ЦАР
Туадера (учился в СССР) обратил свой взор на Москву из соображений личной безопасности. Сначала он пригласил охранников, а затем стал работать с Россией, для того чтобы защититься от “повстанцев”, справедливо полагаясь на её опыт в Сирии. Москва и Банги заключили соглашение о военном сотрудничестве в августе прошлого года. Оно подразумевало отправку в Центральноафриканскую Республику российских инструкторов, а также обучение военных ЦАР в российских учебных заведениях. Сегодня правительство ЦАР работает с минобороны РФ над созданием военной базы, получает в подарок стрелковое оружие, бронемашины, боеприпасы. Работает учебный российский центр в городе Беренго, который местные жители уже воспринимают как военную базу, хотя он ею не является.
Российский МИД в среду, 23 декабря, подтвердил отправку вдобавок к тем 170 инструкторам, что там находятся, ещё 300 военнослужащих. Москва явно не намерена сдавать плацдарм в ЦАР Западу. Банги в ответ предоставила России лицензии на добычу алмазов, золота, урана.
Французское присутствие в ЦАР
Туадера поддерживает хорошие отношения и с бывшей метрополией. По его просьбе президент Франции Эмманюэль Макрон в среду, 23 декабря, подтвердил отправку истребителей для облёта дорог в ЦАР в знак осуждения “попыток дестабилизировать” страну. Пролёт был проведён по согласованию с MINUSCA, отметил Париж.
Китайское присутствие в ЦАР ЦАР помогает Китай своими кредитами, он тоже ведёт разведку и добывает в ЦАР полезные ископаемые. Сообщается, что Пекин решил эвакуировать около 250 своих граждан из окрестностей Бамбари в более безопасный район, после того как восемь автомобилей и другое имущество, принадлежащее китайским горнодобывающим компаниям, были украдены бандитами.
Почему Туадере удаётся сидеть на трёх стульях
Это пример успешного сидения на трёх стульях, не часто встречающийся в современном мире. Он вызван не только мудростью руководителя страны, но и позицией его партнёров.
Париж озабочен тем, чтобы удержать урановый ресурс для своих АЭС, но в ЦАР разочаровались во французских мироворцах, то есть “на земле” в ЦАР у Франции никого нет. На этой неделе Facebook объявил, что закрыл сотни учётных записей, связанных с Францией, которые якобы проводили кампанию по дискредитации выборов в ЦАР и выдвижению обвинений против России. Замечено, что люди писали в аккаунтах от имени жителей республики, но ими не являлись. Американское же влияние в этом регионе минимально. По последним событиям госдеп потребовал от стран, которые предоставляют ЦАР военную или иную помощь, “делать это прозрачным и скоординированным образом, чтобы эта помощь поддерживала стремление народа Центральной Африки к благому управлению и стабильности”. США давно не имеют возможности вмешиваться там, где им хочется, и предпочитают не лезть в вотчину Франции.
В комментарии для “Правды.Ру” кандидат политических наук, доцент факультета мировой политики МГУ, политолог, африканист Наталья Пискуноваотметила, что:
Отправка Россией в ЦАР 300 военнослужащих не разовая акция, а следствие новой африканской политики России. Задача — поддержать усилия центральной власти ЦАР для создания “хотя бы базовых условий для безопасности и для того, чтобы было возможно провести хотя бы некие выборы в стране.”
У России, по мнению эксперта, в ЦАР присутствует экономический интерес, так как это одно из наиболее богатых государств по залеганию урана, золота и алмазов, а также политический интерес — обеспечивать безопасность для российских компаний, которые будут работать в ЦАР.
Наталья Пискунова отметила, что Франция сейчас не осуществляет миротворческую деятельность ЦАР, но это зона её интересов.
“В принципе, у Франции есть базовое понимание того, что необходимо урегулирование конфликтов в ЦАР. На самом деле постоянно продолжающаяся гражданская война в ЦАР не выгодна ни Франции, ни каким-то другим внешним игрокам. Поэтому, конечно, здесь будет соперничество. Но я бы не сказала, что это будет какое-то критическое сопротивление”, — сказала “Правде.Ру” эксперт.