Содержание страницы
Осмысливая крушение СССР, постсоветские аналитики 1990-х годов называли советский период в истории России Вавилонским пленом, отмечая не только схожесть ситуации, но даже одинаковую длительность – семьдесят лет.
Для предсказания сроков, которые потребуются нашему народу на преодоление его последствий, использовали другую аллюзию к Ветхозаветной истории – сорок лет. Именно столько времени понадобилось пророку Моисею, чтобы довести евреев до Земли Обетованной. Случайны ли эти совпадения или современных жителей России и древних израильтян объединяет некая глубинная связь?
Краткий экскурс в историю Ветхого Завета
Известно, что еврейский народ ведёт свое происхождение от Авраама, которого называют «отцом всех верующих». Именно он и его семья стали основанием для этноса, который был выделен Богом из среды язычников.
Повествуя об этом, Танах (Ветхий Завет), с удивительной психологической тонкостью демонстрирует особенности взаимоотношений внутри семьи и среди родственников, наблюдая за которыми можно сделать для себя ряд любопытных заключений. Но гораздо более масштабные события и выводы ждут читателей книги Исход (Елле-Шемот).
Исход
Эта книга посвящена завершению четырёхсотлетнего пребывания евреев в Египте, их расставанию со страной и странствованию по пустыне. История взаимоотношений двух народов наглядно показывает роль личности в истории: во время правления династии фараона Апофиса евреи были желанными и почётными гостями, а с переходом власти к династии Амозиса I они превратились в рабов, которых использовали на самых тяжёлых работах.
Но, вероятно, не такую участь готовил евреям Бог, потому что избрал из них одного человека – Моисея, чтобы изменить судьбу народа и дать ему во владение Землю Обетованную. Совершается ряд страшных и чудесных событий, именуемых Египетскими казнями, и весь еврейский народ, с детьми и стариками, перейдя Красное море в период отлива, по суше уходит от преследовавших войск фараона.
Мы не рабы?
Казалось бы, вот она, долгожданная земля, идти до неё какие-то 350 километров, которые можно преодолеть за месяц, но почему же путешествие продлилось сорок лет? Причина оказалась в рабском самосознании, укоренившемся в людях за 400 лет. Первые же трудности пустынной жизни вызвали бурю протеста: уже не мила свобода, затосковали они по котлам с мясом, которым кормили египтяне.
Ещё больше дала о себе знать рабская психология, когда Бог призвал Моисея на гору Синай, чтобы дать Заповеди, с помощью которых народ смог бы выжить во враждебном окружении. В это время евреи сделали себе золотого истукана и стали молиться на него – рабы не понимают, зачем им Бог и Его поддержка, им важно только насущное.
В отчаянном изумлении от увиденного Моисей разбивает каменные доски, оставляя соплеменников со своим кумиром. Только глубокое народное покаяние понуждает пророка вновь взойти на гору, где Бог опять дает ему скрижали с заповедями.
Целый год провели евреи у подножия горы, обустраивая свою бытовую и религиозную жизнь, а после этого двинулись на Ханаан, но войти в него не смогли. Что же остановило их? Опять та же рабская психология – они стали неспособны к решительным действиям. Тогда Моисей уводит евреев вглубь пустыни, чтобы вымерли все, кто родился в рабстве, и остались лишь те, кому на момент исхода было не больше 20 лет.
Вавилонский плен
После вселения в Землю Обетованную прошло немало лет, пока евреи осознали себя единым народом, обрели достойных правителей, а главное – научились ценить и выполнять Заповеди, которые дал им Моисей. Однако удерживаться на этой высоте им удавалось недолго – распри и ассимиляция привели к тому, что они были угнаны в Вавилонию царём Навуходоносором II.
Начался новый период рабства, продлившийся 70 лет с 605 по 536 года до н. э. Чувства раскаяния, тоски по родине, по утерянному храму, которые владели в то время лучшими представителями народа, так мощно отражены в псалмах, что до сего дня находят отклик в творчестве наших современников. Народ с помощью пророков осмыслил свое состояние – только после этого стало возможным возвращение на родину.
Что дал иудеям Вавилонский плен? Это было столь серьезным уроком, что в последовавшие за ним пять столетий евреи, несмотря на завоевания сирийцев и египтян, сохраняли свою веру и национальную самоидентификацию.
Россия
Христианизация славян, как и других языческих народов Европы, стала решающим рубежом в их развитии. Ценности, наследованные от иудеев и поднятые Иисусом Христом на недосягаемую высоту, сформировали мировоззрение, науку, культуру, на их фоне проходили все цивилизационные процессы.
Первые пятьсот лет после принятия Русью Православия с большим или меньшим успехом шло усвоение народом христианских норм. Период татаро-моголького ига сменился духовным возрождением – недаром XIV, XV и начало XVI века называют расцветом русской святости.
Смута и первый большевик
Смута на рубеже XVI и XVII веков привела к духовному разложению и отходу от нравственных ценностей. Её преодоление стало актом покаяния и на несколько десятков лет «встряхнуло» народ, в котором авторитет духовных лидеров был весьма высок – достаточно вспомнить патриарха Филарета и царя Михаила Романовых.
Все поменялось с приходом к власти Петра I (не зря его так любили большевики!). Упразднив патриарха, он, в сущности, подчинил церковь государству – священнослужители были подотчетны чиновнику – обер-прокурору Синода.
Каков был результат петровских реформ? Обезглавленная церковь не могла больше иметь должного авторитета. Как некогда в Израиле, истинные ценности стали забываться, а вера превратилась в идеологию. Характерен пример: российским чиновникам в XIX веке надлежало раз в год предоставлять справку о том, что человек приступал к Таинству Причастия. Такое насильственно-лицемерное насаждение веры не могло не вызывать отторжения, и образованная часть общества всё дальше удалялась от христианства.
Разумеется, это явление не было поголовным – существовали и выдающиеся духовные лидеры, и общественные деятели, и мыслители, которые противодействовали разложению. Именно это противостояние стало причиной революции, Гражданской войны и установлению насильственной власти, которую сами её лидеры называли диктатурой пролетариата – последовало время почти непрерывных войн и геноцида.
Смена идеологий
В советское время православная идеология поменялась на коммунистическую. В сущности, были задействованы те же механизмы. Десять заповедей закона Моисея сменили заповеди строителя коммунизма, а вместо Библии изучали марксизм-ленинизм. Вот только о существовании Бога усиленно старались забыть, и построить коммунистический рай на земле.
Если бы партийные лидеры той эпохи вспомнили уроки Библии (а её штудировали все дети Российской империи – от церковно-приходской школы до гимназии), и провели аналогию с ветхозаветными сюжетами, то, возможно, не было бы такого немыслимого количества жертв.
Для древних евреев отступление от Бога всегда влекло за собой неизбежные беды, но вовсе не потому что Бог зол, а только для того, чтобы уберечь этнос от исчезновения. То же самое случилось и с русским народом – отказавшись от истинных ценностей, он начал постепенно духовно деградировать.
Усвоен ли урок?
Перефразируя известную пословицу, можно сказать – пусто место свято не бывает, особенно в России. Взамен проверенной временем чёткой системы нравственных ценностей, которая тысячелетиями держала надёжно построенное здание европейской цивилизации, пришли так называемые либеральные взгляды, искусно мимикрирующие под христианские и называемые правами человека.
Не похожи ли сегодняшние процессы, протекающие в России и в Европе на многочисленные похожие ситуации в жизни древних израильтян? Как только евреи, в угоду своим прихотям, отказывались от монотеизма и национальной идентификации, их тут же вытесняли с исконных земель завоеватели. Европу и Россию сегодня заселяют представители народов, исповедующих Ислам, которые крепко держатся за свои устои – у них многочисленные семьи, они не боятся работы, а главное – готовы ради распространения своей веры переселяться на новые земли.
В то же время, жители России отказываются от традиционной религии и её ценностей, от соблюдения Божиих заповедей. Озабоченные правами личности, мы не спешим иметь детей, ведь это предполагает жертву – времени, сил, денег, на которую идти не хочется. Как в своё время для евреев кумиром стал золотой истукан, так и нашим кумиром стали деньги. Не превратились ли для нас котлы с мясом, о которых так тосковали евреи в пустыне, в главную ценность?
Пережив многие исторические перипетии, древний еврейский народ извлёк уроки из Божественной педагогики. Удастся ли и нам сделать то же самое? Хватит ли нам сорока лет, чтобы преодолеть последствия советского Вавилонского плена?
Статья написана специально для канала «Мир истории»
Делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите проект, подписывайтесь на Яндекс.Дзен-канал «Мир истории» (https://zen.yandex.ru/history_world)
- Наш сайт: worldofhistory.ru — еще больше интересного и увлекательного