Перед вами результат пяти лет наблюдений, пяти экспедиций по руинам заброшенных испытательных стендов спрятанных в уральских лесах. Тысячи комаров, десятки клещей и как результат — масштабный фоторепортаж целиком охватывающий территорию комплекса.
История объекта подошла к концу и настало время рассказать всё, что нашей исследовательской группе удалось узнать и увидеть.
Спецобъект построили к северу от столицы Башкортостана. Достаточно близко, чтобы работники могли добираться сюда из города, но достаточно далеко, чтобы никто не услышал рёва секретных реактивных двигателей.
Испытательный комплекс представляет собой огороженный участок леса, на котором располагаются два стенда и вспомогательные постройки.
Назначение полигона — испытание перспективных и засекреченных моделей реактивных двигателей. Место выбрано не случайно: по соображениям безопасности и секретности новые двигатели лучше испытывать подальше от основных производственных мощностей.
Начнём осмотр со «второй очереди» строительства комплекса. Из-за развала Советского Союза многие практически готовые проекты в научной, производственной и социальной сферах так и не были введены в эксплуатацию. Этот огневой стенд так и не успели достроить.
За долгие годы исследований накопилось множество фотографий, и чтобы сделать репортаж более ёмким, снимки с определенных участков собрал в галереи. Листайте, чтобы увидеть больше кадров и ракурсов.
Когда-то сюда вела железная дорога. Поезда доставляли не только сами реактивные двигатели, но и десятки тонн горючего и масла.
Железную дорогу разобрали ещё в нулевых, но подсобные помещения рекультивировали позже. Мы успели застать всю инфраструктуру: базу хранилище ГСМ, наливную установку, насосную и прочие помещения.
Сейчас цистерны в которых хранилось топливо исчезли, но фотоснимки сделанные во время предыдущих экспедиций остались.
Одна из визитных карточек места — стоящие посреди леса брошенные троллейбусы. Территория комплекса несколько квадратных километров и раньше здесь существовала локальная троллейбусная линия, но от неё осталось только пара ржавых машин.
Есть предположение, что этот вид транспорта был выбран для того, чтобы не вносить искажений в пробы воздуха при испытаниях.
Основным зданием является цех стендовых испытаний. Два блока, по две испытательных камеры в каждом. Но даже на момент первого визита сохранилась лишь одно крыло испытательных стендов и вместо четырёх, наружу из здания выходило лишь две огромные выхлопные трубы…
Когда-то наши стенды были самым интересным заброшенным местом во всей республики. Многим он был известен как полигон автомобильного завода, но вот только автомобилей в Уфе никогда не делали.
Сейчас уже нет особого смысла в конспирации. Если вы внимательно посмотрите на аэрофотосъёмку, то увидите, что труб больше нет.
А во как это выглядит с земли.
До последнего времени эти помещения были закрыты и опечатаны, но в настоящий момент они выглядят следующим образом. Если у кого-то из нашей исследовательской группы и оставались надежды на восстановление комплекса, то теперь все стало на свои места. История территории как научного центра подошла к логическому концу.
А теперь проследуем в административный корпус, где за неприметной дверью с табличкой цех 7А скрывается самая сохранившаяся часть.
Здание встречает оригинальными советскими интерьерами и ещё не выветрившимся запахом сварки: металл срезали и здесь.
Далее коридоры, где советские лозунги и герои гражданской войны мирно соседствуют с членами императорский семьи.
И наконец-то рабочие кабинеты с брошенными телефонами, бумагами и остатками оргтехники.
Судя по наполнению кабинетов работы велись до середины «нулевых» после чего комплекс законсервировали, а затем консервация закончилась рекультивацией и превращением в руины, которые вы видите на фото.
Это ещё не конец. Комплекс могут снести ради остатков металла в стенах— это новая тенденция, сносить даже те объекты, которые годами никого не интересовали.
Но пока в кабинетах много интересного, например чертежи продукции.
И почти нетронутые склады ЗИП.
Также в административном корпусе располагалась химическая лаборатория. Реактивы, оборудования и мебель — остались на местах. В помещении резкий химический запах и я здесь не задерживаюсь.
Чтобы сделать эти снимки пришлось несколько раз задерживать дыхание. Вряд ли припасенный на такой случай респиратор сможет обеспечить достаточную защиту — лучше перестраховаться и не вдыхать испарения.
Кроме прочего, в кабинетах остались причудливого вида лампы и личные вещи сотрудников.
А также горы и россыпи СИЗ, расположенные как в самих цехах, так и на путях эвакуации.
Двухэтажное административное здание около КПП — единственное обитаемое здание на территории испытательного полигона.
Ещё одно рабочее помещение — котельной. Был там однажды, когда в одну из экспедиций по счастливой случайности двери в здание оказались открыты. Все остальные разы здание было надёжно закрыто.
А завершить нашу экскурсию в советское прошлое хочу зданием насосной станции — это одно из первых зданий, то начали разбирать и резать на металл и последнее в нашем объёмном историческом материале.
Вместо заключения. В эру компьютерного моделирования необходимость испытаний перспективных двигателей на огневых стендах значительно уменьшилась, да и на территории головного предприятия такие стенды остались и используются в случае необходимости.
Наши репортажи не о том «как всё плохо», а о том, что «интересного было построено в СССР» — производственная история и слегка экстремальное краеведение в наглядном и (надеюсь) доступном формате.
Благодарность: Oesolod, Zero, Zaharov, Bender, Леший и остальным участникам группы, которые в разное время участвовали в работе.