О подвигах и преданности японских самураев известно многим. Но мало кто слышал, что некоторые японские дамы также воспитывались по самурайскому кодексу бусидо. Это были дочери самураев которых называли онна-бугэйся (онна — «женщина», бугэйся — «человек боевых искусств»). Они мастерски владели оружием и даже принимали участие в сражениях вместе с представителями сильного пола.
Нередко онна-бугэйся называют «женщины-самураи», что в принципе неверно, поскольку слово «самурай» можно использовать исключительно в отношении мужчин.
Главной задачей женщины в традиционном японском обществе была забота о муже и благополучии дома, причем это касалось и дам из самурайских родов. Так что участия в бою от представительниц прекрасного пола никто не ожидал, однако некоторых из них воспитывали по кодексу самурайской чести «Путь лука и скакуна», а позже по бусидо. В кодексе бусидо напрямую восхвалялись женщины, смогшие подняться над слабостью и несовершенством свойственных их полу.
Девочек, для которых их отцы-самураи избрали путь онна-бугэйся, как и настоящих самураев с детства подготавливали к смерти. Для воспитания у девочек храбрости их нередко отправляли в одиночку в лес или на кладбище, выносливость достигалась ежедневным выполнением тяжелой работы, также обязательной строгая диета, поскольку полагалось, что самурай должен был уметь обходится минимумом съестного.
Однако как ни тренируй силу и выносливость у представительниц прекрасного пола, они все равно будут уступать мужчинам в силе и выносливости, ведь последние тоже проходят похожий курс тренировки. Поэтому и оружием онна-бугэйся пользовались не таким как самураи. Главным вооружением женщин-воинов была нагината — это изогнутый клинок длиной сантиметров 30, который размещался на рукояти длиной 1,2-2 м, этакая легкая алебарда
Нагината особенно успешно проявляла себя против кавалерии противника, поскольку давала преимущество в бою за счет длинного древка. С течением времени обрел популярность облегченный вариант данного клинка.
Еще одним опасным оружием в руках воительниц было копье яри, имевшее длину от 2 до 4 м, которое обычно хранилось над входной дверью в жилье, так что в случае нападения неприятеля онна-бугэйся могла сразу применить его для защиты собственного очага.
Умение сражаться цепями и веревками дополняло искусство боя копьем яри.
Если мужчины-самураи для ближнего боя пользовались коротким мечом вакидзаси, то у женщин-воительниц его заменял кинжал кайкэн с размером лезвия примерно 6 см, всегда спрятанный за поясом или в рукаве. Этим кинжалом можно было совершать стремительные удары на короткой дистанции или бросать его со страшной силой. Вручался кайкэн девушке по достижению ей совершеннолетия, у японцев это событие происходило на 12-й день рождения.
Кайкэн кроме главного предназначения уничтожения врагов служил и для совершения ритуального самоубийства, когда онна-бугэйся оказывалась покрыта позором, смыть который можно только смертью. У онна-бугэйся этот ритуал назывался «дзигай». Правда, если самураи, совершая сеппуку, вонзали в живот меч, то воительницы кинжалом перерезали горло. Было и еще одно существенное отличие от сеппуку — женщина в этот момент должна быть со связанными лодыжками. Это требовалось для того, чтобы и после кончины дама выглядела благопристойно.
Бывало случалось так, что возникала угроза попадания онна-бугэйся в плен. Этого нельзя было допустить ни при каких условиях, поэтому они должны были погибнуть от рук собственных родственников-самураев или их командиров. Но иногда мужчины отказывались это делать воительниц, тогда последние сами расправлялись с такими мужчинами.