Кто был лучшим перехватчиком в мире до МИГ-31?

0 0

21 декабря 1970 года совершил первый полет американский истребитель F-14 Tomcat фирмы «Груман», ставший последним ее серийным самолетом.

Главной проблемой для американских авианосцев была угроза, исходящая от советских бомбардировщиков, вооруженных крылатыми ракетами (КР) с большой дальностью действия. И решением этой проблемы виделся перехватчик, способный на удалении 400-500 километров от авианосной группировки барражировать достаточно длительное время и осуществлять перехват из положения дежурства в воздухе. В идеале новый перехватчик должен был уничтожить сами ракетоносцы до пуска ими КР, для чего требовалось обнаружить и поразить цель на большой дальности. Впервые в мире на вооружении самолета планировалось поставить управляемую ракету класса «воздух-воздух» большой дальности. Моделировалась также ситуация когда возможно было проведение воздушного боя с авиацией противника и военные предъявили достаточно высокие требования к маневренности нового самолета, которая должна была значительно превышать таковую у F-4 «Фантом».

Кто был лучшим перехватчиком в мире до МИГ-31?

Истребитель-перехватчик F-14 Tomcat

Появление самолета стало следствием неудачи с корабельным вариантом F-111. Министр обороны Роберт Макнамара, обосновывая унификацией самолетного парка и экономией бюджетных средств, поставил задачу сделать из F-111 универсальную машину для ВВС и ВМС США, способную решать широкий спектр задач от истребительных до бомбардировочных. Вся эта затея обернулась провалом, а на вооружение ВВС поступил бомбардировщик F-111. В версии палубного самолета F‑111 оказался слишком тяжелым, к тому же ему не доставало маневренных качеств и в результате ВМС решило создать новый самолет, но с использованием технических наработок по F-111.

Так как самолет должен был иметь хорошие взлетно-посадочные характеристики, большую дальность полета, высокие скорость и маневренность, то крыло решили делать с изменяемой стреловидностью с целью объединить положительные качества стреловидного и прямого крыла.

Кто был лучшим перехватчиком в мире до МИГ-31?

F-14D совершает посадку на авианосец.

Требования военных, заключающиеся в большой дальности обнаружения воздушных целей (ВЦ), в уверенном обнаружении и сопровождении низколетящих КР на фоне морской поверхности, в классификации ВЦ на большой дальности, в возможности одновременного сопровождения 24 целей при пуске управляемой ракеты по шести из них, предполагали создание беспрецедентно сложного по тем временам бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО).

Кто был лучшим перехватчиком в мире до МИГ-31?

В начале своей карьеры F-14 имел высокую аварийность, к 1984 году разбилось около 70 самолетов. Основными причинами высокой аварийности были пожары двигателей и сваливание в штопор

Довольно серьезной проблемой были весовые ограничения для палубного самолета. Большая дальность требовала больше топлива, а значит и больших размеров и веса самолета. Создателям для облегчения массы пришлось в конструкции самолета широко применять титановые сплавы. Доля их в конструкции составила около 25 процентов. За счет применения новой элементной базы удалось снизить вес БРЭО.

Опора на технологии, разрабатываемые при создании F-111, позволили фирме «Груман» в короткие сроки создать довольно сложную машину со значительным количеством инновационных решений. От момента начала программы c июля 1968 года и до первого полета в декабре 1970 прошло всего два с половиной года.

Кто был лучшим перехватчиком в мире до МИГ-31?

«Главный калибр» Tomcat ракеты AIM-54 «Феникс» — первые в мире ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности. Всего F-14 мог нести до 6 таких ракет: четыре под фюзеляжем и две на подкрыльевых пилонах.

В 1973 году началась эксплуатация самолета в ВМС США. Военные сразу же столкнулись с большими проблемами, что неудивительно для столь сложной машины. Оборудование имело надежность намного ниже указанной, в результате из-за нехватки запчастей большая часть авиапарка была небоеготовой, приходилось, как это часто бывает в авиации, заниматься «техническим каннибализмом». Например, в 1980 году коэффициент боеготовности F-14 составила всего 46 процентов, в 1981 году – 49.

Но самые серьезные проблемы доставили двигатели Pratt Whitney TF30. Они имели низкую надежность, при интенсивном маневрировании могли «заглохнуть», тяги двигателей самолету было явно недостаточно. В первую очередь именно двигатели помешали F-14 стать самолетом для воздушного боя, тем не менее, из него получился отличный перехватчик, который до момента появления в СССР МиГ-31 был лучшим в мире.

Кто был лучшим перехватчиком в мире до МИГ-31?

Угол стреловидности крыла менялся в полете от 20 до 68 градусов. При размещении на авианосце для экономии места угол стреловидности крыла увеличивался до 75 процентов

Такая узкоспециализированная направленность не устраивала военных и позже, после модернизации F-14 мог использоваться в качестве разведчика и наносить удары по наземным целям. Проблемные двигатели TF30 были заменены на более удачные General Electric F110. Со временем многие проблемы самолета постепенно решались.

«Томкэт» за свою карьеру успел поучаствовать в ряде вооруженных конфликтов: в двух инцидентах в заливе Сидра 1981 г. (сбиты два Су-22) и 1989 г. (сбиты два МиГ-23), Ирано-иракской войне, операции «Буря в пустыне» (1991 г.), в войнах в Югославии (1999), Афганистане (2001) и Ираке (2003). В целом по результатам боевого применения F-14 не оправдал надежд американских военных, при этом он оставался очень дорогим и трудоемким в обслуживании. В 2006 году ВМС решило снять самолет с вооружения, заменив их на более неприхотливый и универсальный F/A-18 «Супер Хорнит».

Кто был лучшим перехватчиком в мире до МИГ-31?

Особенностью конструкции является несущий фюзеляж, создающий около 40% подъемной силы

Несмотря на неоднозначные оценки «Томкэта» специалистами, самолет оказал определенное влияние на авиастроение. F-14 стал первым самолетом 4-го поколения и некоторые его технические решения в области аэродинамики, систем вооружения, БРЭО в дальнейшем нашли применение в последующих за ним самолетах. Например, интегральная компоновочная схема с несущим фюзеляжем и разнесенными мотогондолами использовалась на советских истребителях 4-го поколения – МиГ-29 и Су-27. В СССР к боевым возможностям F-14 относились со всей серьезностью, что повлияло на тактику применения авиации и флота при планировании ударов по авианосным ударным группам.

Источник: naukatehnika.com
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy