Советский Союз постоянно вел широкие геологоразведочные работы по всей стране с целью поставить богатства недр на службу трудовому народу. Сибирь рассматривалась руководством страны как кладезь полезных ископаемых, правда, разведка и добыча их обходилась в копеечку, но цель оправдывала средства.
В 1978 году группа геологов обследовала реку Большой Абакан. Облетая на вертолете район ее притока Еринат, специалисты неожиданно заметили поляну подходящую для посадки. Геологам было очень желательно высадиться именно в этом районе, но от такой мысли пришлось отказаться, поскольку поляна была прямоугольной, да еще явно расчищенной человеческими руками. После нескольких облетов члены экспедиции заметили и нечто подобное на избушку. Однако, никаких людей в этом районе, удаленном на расстояние свыше 250 км от ближайшего города, не должно было быть.
Высадка геологов состоялась примерно в 15 км от обнаруженной поляны. Затем они отправились к делянке, прихватив с собой продукты и оружие. Последнее было сделано по настоянию Галины Письменской, которая руководила группой, поскольку от неизвестных лесных жителей можно было ожидать как дружелюбия, так и враждебности.
Возле избушки геологи увидели сарай, в котором хранился картофель, сделанный людскими руками мостик через небольшой ручей и другие следы человеческой деятельности. Геологи постучали в небольшую хижину и стали ждать пока кто-нибудь откроет, долгое время внутри было тихо. Наконец, дверь отворилась, и появившийся в дверном проеме дед пригласил войти внутрь, раз уж добрались из такой дали.
Изба состояла из одной комнаты, тускло освещавшейся светом проникавшем через крохотное оконце. В избушке было темно, грязно и смрадно. Поначалу казалось, что больше в помещении никого нет, но потом удалось заметить двух женщин, которые стояли на коленях и молились. Одна из них при этом плакала и причитала о том, что визит незнакомцев случился из-за их грехов. Не желая дальше запугивать хозяев, гости вышли наружу.
Поход от места посадки до хижины отшельников был неблизким — геологи успели проголодаться. Они разместились на полянке и приступили к обеду. Довольно долго из строения никто не выходил, но любопытство оказалось сильнее. Старик и обе женщины показались наружу, подошли к гостям. Вскоре завязалась беседа из которой выяснилось, что старика зовут Карп Лыков, а женщины — это его дочери Наталия и Агафья. Понять Карпа Лыкова было просто, а вот его дочери говорили на искаженном языке, так что первое время беседовать с ними было сложно.
Письменская поинтересовалась, пробовали ли отшельники хлеб, на что Карп ответил, что он пробовал, а вот дочери нет. Вскоре женщины впервые в своей жизни ели хлеб, первоначальный контакт был завязан. Через некоторое время старик рассказал историю своей семьи.
История семейства отшельников
Пожилой мужчина происходил из семейства староверов, которое до 1917 года терпело определенные притеснения, но в общем жилось довольно сносно. Правда, Карп Лыков крайне негативно относился к императору Петру I, считая его чуть ли не Антихристом. Причем говорил об этом самодержце дед так, будто они были современниками.
Большевистская революция резко ухудшила положение всех верующих, на староверов начались настоящие гонения. Пришедшая из Нижегородской губернии в Сибирь семья Лыковых двинулась на Алтай. Там приходилось тоже несладко, ну а начавшаяся коллективизация и вовсе подвела черту под оседлостью семейства. Комиссары потребовали переезда 6 семей к людям, поскольку для создания общего хозяйства требовалось участие не менее 10 семей. В 1936 году коммунистический патруль убил (скорее всего случайно) брата Карпа Лыкова Евдокима.
После этого семейство Лыковых начало кочевую жизнь. Правда, Карп Лыков еще пытался устроиться на работу в Абаканский кордон, но после нескольких встреч с НКВД было решено затеряться в тайге. Весной 1941 года приехавшие на Абаканский кордон наблюдатели Лыковых уже не обнаружили. Кочевую жизнь начинали 4 Лыковых — Карп, его супруга Акулина и дети Савин и Наталья. В 1940 году на свет появилась Агафья, в 1943 сын Дмитрий. Новое место жительство было выбрано вдалеке от людей, но в 1946-47 гг. было несколько контактов, на картах даже появилось место "заимка Лыкова". Однако через несколько месяцев заимка опустела, Лыковы ушли еще дальше. Спустя некоторое время о них забыли.
На протяжении 3 десятилетий у семьи Лыковых не было вообще никаких контактов с внешним миром. Акулина научила детей читать по привезенным с собой Библии и другим церковным книгам. Заостренные березовые ветки служили заменой гусиным перьям, а сок жимолости подходил в качестве чернил. Так дети научились писать. Родители рассказывали им о существовании внешнего мира, городов, где люди ютятся в тесных жилищах, но для детей это все было абстракцией.
Главным продуктом в пищевом рационе семейства был картофель, еще отшельники выращивали морковь и коноплю, в лесу росли грибы и ягоды, кедровые шишки падали прямо на крышу их избушки. Приходилось часто есть траву и кору деревьев вкупе с картофельной ботвой, но Лыковы никогда не могли наесться досыта.
Несколько легче стало когда подрос Дмитрий. Он обладал исключительной силой, мог долго ходить в сильные холода босиком по снегу и ночевать на свежем воздухе. Дмитрий добывал для семьи мясо и мог зимой в одиночку принести тушу молодого лося. Беда была в том, что у семьи не было никакого оружия, так что охотиться приходилось исключительно с помощью ям-ловушек. Несколько разнообразить рацион помогала рыбная ловля. В 1961 году неожиданный снег в июне полностью уничтожил урожай моркови, резко сократился урожай других культур. Это привело семью на грань гибели, от голода умерла мать Акулина Лыкова.
Дальнейшая жизнь проходила в крайней нужде, причем семейство для выживания проявляло чудеса изворотливости. Например вопрос с одеждой они решили с помощью конопли, для чего умудрились сделать ткацкий станок. Та же конопля давала масло, а ведь выдавить его совсем непростое дело. Проблема обуви решалась с помощью лаптей и калош из бересты. Кресало и кремень помогали добывать огонь.
Геологи рассказали отшельникам о важнейших за последние десятилетия событиях в мире. Так Лыковы узнали о Великой Отечественной войне, о полетах в космос и на Луну, смене власти в стране и о том, что гонения на религию резко уменьшились. Лыковых познакомили с часами (которым они очень удивились) и календарем. Но больше всего отшельников поразил целлофан, Карп полагал что пришельцы умеют мять стекло руками. Младшие постоянно иронизировали над собой, Карп верил во все достижения прогресса и всему восторгался. Вот только на предложение геологов вернуться к людям он ответил категорическим отказом.
В 1981 году состав семьи отшельников резко уменьшился — Савин и Наталья умерли от почечной недостаточности, а Дмитрий от пневмонии. Врач Игорь Назаров (проводивший медицинское наблюдение за семьей) высказал мнение, что смерть троих членов семьи наступила от завезенных геологами вирусов к которым у отшельников просто не было иммунитета. Особенно жаль геологам было Дмитрия, они предлагали с помощью вертолета переправить больного в городскую больницу, но Дмитрий отказался. Карп Лыков скончался 16 февраля 1988 года во время сна.
Агафья отказалась вернуться к людям, она продолжила отшельническую жизнь в одиночестве на своей заимке, где и живет по сей день.