Вопрос очень серьезные и щепетильный.
Тундра, как не сложно догадаться — местность специфическая, площадь её гигантская, инфраструктуры никакой. Многие вещи в жизни обитающих здесь людей (в это, почти на 100% — оленеводы) устроены совершенно иначе, чем у всех нас в привычной жизни.
Вся их жизнь и быт устроены так, чтобы в минимальной степени зависеть от цивилизации, городов, людей, магазинов и т.д. Ведь многие живут и кочуют со своими стадами оленей за много десятков, а то и сотни километров от ближайшего островка цивилизации, появляясь близ населённых пунктов лишь по мере необходимости: закупиться припасами в фактории или магазине, решить какие-то административные дела, зарегистрировать брак по сыгранной много месяцев назад свадьбе и т.д.
Но как быть с медициной? И конкретно с родами? Ведь это не шутки! В чуме условия явно далеки от стерильных, муж роженицы явно не обладает акушерскими навыками, да и в случае непредвиденных осложнений некому будет придти на помощь и матери, и новорожденному ребёнку среди снегов и сопок.
— На самом деле, в тундре всегда рожали сами, — рассказала работница краеведческого музея, — откуда в старину или даже в царское время больницы и роддома? На Севере остроги-то стали появляться каких-то несколько веков назад. Но это, считай, были военные базы, а не сегодняшние города с инфраструктурой для жителей. По большому счёту, только с приходом Советской власти на Севере более-менее стала появляться организованная медицина, а этого только в самых крупных поселениях были фельдшеры да лекари.
Как она рассказала дальше, фактически, каждая женщина умела принимать роды и рожать чуть ли не сама. В их условиях жизни — это жизненная необходимость, без которой никак не обойтись:
— Да что там, они бывало и в пути рожали, прямо на нартах, в снег и мороз. Только быстро ставили над нартами что-то типа чума из нескольких шестов и наброшенных шкур…
Правда, нужно сказать, что в отличии от многих сегодняшних оленеводов, в более давнее время, они часто жили менее разрозненно, стараясь вместе держаться семьями и ставили небольшое общее стойбище.
В таких условиях гораздо проще было со многими бытовыми вопросами, в том числе и что касается родов: ведь в стойбище были и уже опытные взрослые женщины, не раз рожавшие сами и принимавшие роды у других мам. А бывало даже и опытная повитуха, за которой нередко приезжали, чтобы она помогла принять роды, и соседи из соседних стойбищ.
В общем, в этом плане у ненцев, долганов, эвенков и прочих северных народов традиционно была довольно неплохая самоорганизация.
— Ну а иногда и просто муж принимал, да и принимает роды, куда деваться, — улыбнулась экскурсовод из музея, продолжая свой рассказ.
Сейчас, конечно, все сильно изменилось. Во всех городах и крупных посёлках на Севере есть родильные дома или родильное отделение при больнице, а в деревнях — фельдшерские пункты.
Так что большинство тундровиков, всё же, стараются рожать в нормальных условиях, не на нартах в пути и не в чуме.
Когда у женщины приближается срок, семья её семья старается держаться ближе к населённым пунктам, выбирая пастбища для оленей, и даже заблаговременно отвозят будущую маму в роддом.
— Их женщины очень крепки и сильные, — рассказала мне девушка, которая живёт в Салехарде и сопровождала нас в тундру. — Когда лежишь в роддоме, на них сразу обращаешь внимание.
— Почему? На что именно?
— Они молчат. Вот вообще ни звука не издают. Рожает себе молча, как ни в чем не бывало. Мы орём: «Все, не могу, умираю!». А они нет. Ну и потом с ребёнком. Мы там возимся с ними, упахиваемся, няню или маму в помощь зовём, а в тундре же совсем по-другому.
— Ребёнка в колыбель, подвешенную в чуме, и заниматься своими делами — их делать больше некому. И каслания (кочевки) никуда не деваются, и чум убирать и собирать нужно раз в месяц, и сам переезд. Все это, понятное дело, с малышом на руках, и с кормлением, и со всеми вытекающими для грудничка нюансами.
Вот такие в тундре женщины…
***
Это мой очередной репортаж из большого цикла о жизни оленеводов в тундре на Ямале. Так что ставьте лайк, подписывайтесь и не пропустите новые публикации.
Записано и рассказано со слов живущих в тундре местных жителей, с которыми мне удалось пообщаться во время путешествий на Ямал и Таймыр.