Не мне вам рассказывать, как сегодня относятся к физическому труду в школе. Фактически его там нет. Стандартные обязанности школьников, которые существовали 20-30-40 и более лет назад вдруг оказались небезопасными.
Да еще общество косо смотрит. Только и ждут красной тряпки, когда можно написать кляузу на школу, что детей заставляют что-то там делать, что связано с физическим трудом.
Я сам когда-то был школьником и участвовал во всех трудовых повинностях, которые сегодня стали анахронизмами. И вы участвовали, и даже вон тот кучерявый мальчик и женщина в очках.
Мы сами мыли пол в классах, сами уклеивали окна на зиму, участвовали в ремонте школы, ходили на отработку (где иногда использовали и пилы, и топоры, и вилы, и даже трактор), косили траву. Сегодня я не могу этого представить в современной школе.
Представить, конечно, я могу, но также могу представить и то, что будет, если кто-то из родителей вдруг решит написать кляузу в учреждение на букву П.
Ладно, мы, поколение 90-х. Я вот тут в группе школы в Одноклассниках люблю смотреть старые фотокарточки. Вглядываюсь в лица людей, кого-то легко узнаю, смотрю на жизнь 40-50 лет назад.
И что же я вижу — наша старая школа. А возле школы полным ходом идет работа — одни парни пилят дрова, другие их колют, а девочки складывают дрова в поленницы.
Видимо, идет подготовка школы к зиме.
А вон много фотографий с осенней уборки урожая (каждую осень организовывали трудовой лагерь).
Что удивительно — работают все. Даже, когда фотографируются, то не уходят с полосы, выбирая себе "фотографическую" сторону лица, и не делают придурковатое выпячивание губ с соответствующим поворотом головы и полуоткрытием рта.
А теперь мы в школе с детства приучаем, что всякое физическое движение должно сопровождаться инструктажем под роспись, а если есть опасность получить какую-то травму, от данное физического движения лучше отказаться.
Школа себя подстраховывает, так как в случае чего проще будет сдаться, чем семь дней и три ночи писать объяснительные, оправдательные и примирительные бумаги.
Сегодня человек труда не в моде. Сегодня человек труда не в тренде.
А ведь выполнение каких-то элементарных физических обязанностей делает маленького человека более собранным, более ответственным, а самое главное понимающим — что не какая-то дядя за него должна работу выполнять, а что он тоже должен приложить частичку своего личного труда.
Сколько у нас сейчас таких, которые рассуждают — "А брошу-ка я этот мусор возле школы, там дворник есть, пусть он его убирает"? Их очень много.
Хорошо, если какие-то родители за такое бьют по рукам, но, к сожалению, некоторые из них размышляют на уровне восьмилетних детей, бросая бумажку вместе с ребенком.
А если бы этих, которые мусорят, как раньше погнали бы с метлами мести школьный двор? Подумали бы десять раз. А еще бы старшеклассники по головам настучали бы, которым на уроках труда этот мусор убирать.
Мы подметали школьную территорию, и сами снег возле школы убирали, у каждого класса был свой участок. У нас вообще возле школы мусорницы не было, но было чисто.
Даже элементарно — детям нельзя мыть в классе пол. Я помню, у нас дежурные, если видели, что кто-то вдруг растоптал на полу мел, или бросил бумажку, или даже не поставил стул на парту после уроков, такую разборку могли учинить, что в следующий подумаешь, прежде чем сотворить пакость.
Что сейчас осталось из физического труда в школе? Тряпку намочить, с доски вытереть, где-то парты помочь перенести, весной и осенью с граблями помочь территорию убрать. Вроде всё.
***
Труд сделал из обезьяны человека. Но даже если и не сделал, то наверняка отсутствие труда сделает из человека обезьяну, которая к тому же будет ж***рукой, а потому не сможет ползать по деревьям, и ее съест злобный ягуляр.
А как вы считаете, следует ли в школе ввести трудовое воспитание? Этакий день повышенной дОбычи.
***
У нас немножечко концепция поменялась за последние лет пятнадцать. Если раньше школьники "умели делать", то сегодня лишь "знают, как делать". А это, согласитесь, большая разница.
Именно вот эти, которые "знаю как", к большому сожалению, командуют теми, кто "умеет".