Во время поездки в Чеченскую республику я заметила удивительную вещь — в республике не встретить попрошаек и нищих. На улицах не сидят бабушки с протянутой рукой, никто не просит на хлеб, никто не просит купить еды, когда обедаешь в ресторане.
Это удивительно, потому что, например, в Грузии очень много тех, кто стоит с протянутой рукой, в проходных местах попрошаек десятки, в соседних с Чечней российских республиках — не так много, но уж на вокзалах и центральных улицах встречаются. В Дагестане, например, немного, но все-таки есть и тех, кто просит денег, и тех, кто, кажется, просто живет на улице.
Что же такого особенного в Чечне? Куда здесь делись все нищие и бездомные?
Для начала я спросила у местного. Водитель-чеченец подвозил нас с мужем и охотно рассказывал о традициях.
Он объяснил мне про бездомных. Их, действительно, нет, потому что в Чечне, если нет у тебя денег на строительство дома, то тебя возьмут родственники себе «в долю» и можно построить один на двоих дом.
По его словам, часто чеченцы строят один большой дом на 2-3-4 семьи, потому что это выгоднее, удобнее, проще. И решает проблему бездомных. Строят годами, если нет денег, вкладываешься физически.
Потом я стала искать информацию в интернете, и обнаружила, что еще в 2017-м году Чечню называли «клондайком для попрошаек», потому что в республике было полно псевдонищих, которые таким образом зарабатывали, и многие ехали попрошайничать из Средней Азии.
Но сейчас их нет! Как же так?
Просто проводили рейды. По-настоящему, а не для галочки. Не крышевали, не закрывали глаза, а проверяли попрошаек, выясняли, кто, что, зачем и как так получилось. И решали с каждым. В отчетах говорится, что большинство были вообще нелегалами, без российского гражданства и даже ВНЖ, и их просто депортировали.
То есть, проблема решается вот так быстро и просто, когда полиция на самом деле работает.
Ну и третья причина — сильные семейные связи. Когда пожилые или больные люди, действительно, в чем-то нуждаются в Чечне, родственники их поддерживают и помогают им. Невозможно представить, чтобы в чеченской семье пожилой или больной человек пошел с протянутой рукой просить помощи, когда у него есть дети, братья, сестры, племянники, это позор для всех членов семьи, поэтому взаимопомощь и взаимовыручка — это третий момент для решения проблемы.