— Я… мы, наше поколение хочет знать…
— Да.
— Для кого мы жили и боролись? В чьи руки попадет воздвигнутое нами здание.
Знаете ли, я люблю немного подеградировать за ТикТоком. Минут пятнадцать в день мне вполне хватает, чтобы почувствовать себя адекватным.
Ну, и вот. В ленте мне попадаются различные ролики, в которых "корреспонденты" делают опросы школьников на улице. Обычно это выглядит так:
— А где находится ЮАР.
Смеется.
— Кто?
— Страна ЮАР.
— А что, есть такая?
— А можешь показать на карте, где находится Аргентина.
(ищет что-то в Африке).
Я и по нашим школьникам убеждаюсь, что чего-то мы стали теряться на земном шаре.
И тут вовсе не зависит от того — отличник перед тобой или троечник.
— Назови мне столицу Австралии?
Не знает.
— А где Австралия?
Внимательно вглядывается в карту, находит.
— А столица Японии (или Китая, например).
Долго думает.
Кто-то может сказать, мол, учителя обращают на это мало внимания. "А вот фигушки"- скажу я. Учителя обращают внимания ровно столько, сколько положено. Просто эти знания являются элементарными, которые приобретаются в процессе жизнедеятельности.
Кто-то, к примеру, узнает, где находится Перу в 7 лет, а кто-то вообще узнает у существовании такого государства годам к тридцати. Кто-то неистово ржет от слова Титикака, а кто-то может показать его на карте. Кто-то может по памяти нарисовать хотя бы приблизительно расположение материков с большими полуостровами и заливами, а кто-то думает — сколько у нас вообще на планете материков.
Раньше тоже много было таких учеников, которые "плавали" на карте. Единственно, процент тех, кто хорошо ориентировался, был выше.
Смотрите, типичная ситуация:
Учитель географии перед уроком на перемене пришел в класс и повесил большую карту мира (или России, или СССР).
Что мы делали? Подходили к карте и рассматривали. А также играли в игру — "А найди, где находится Йошкар-Ола (или Нью-Йорк)".
А что сегодня? А сегодня они ноль внимания на эту карту. "Телефон им природу заменил" — а потому о морях и не мечтают.
Учитель на уроке, конечно, покажет, где какая страна находится. Но играть в "угадайку" он не будет, так как нужно изучать материал.
Далее пример:
Все мы в детстве читали книги про приключения и путешествия, типа, "Дети капитана Гранта", "Пятнадцатилетний капитан", "Вокруг света за 80 дней". Когда читаешь подобные книги, то в любом случае представляешь, где происходят события, куда направляются главные герои. А если где-то путаешься, то смотришь в карту — "Ага, до Южной Америки они доплыли за 15 дней".
Не было такого, что читаешь произведение и думаешь — "Интересно, если я дойду до соседней деревни и залезу на самое высокое дерево, то я смогу увидеть Лондон? Ведь именно там происходили события в книге".
Много у нас сейчас детей, которые читают классику, которая не относится к школьной программе? Мне кажется, что примерно в 10 раз меньше, чем по состоянию на 1913 год (поставьте плюсик, если поняли почему).
Раньше учитель делал так:
— А сегодня мы с вами изучаем Северную Америку. Кто покажет на карте, где находится Северная Америка?
Много кто мог показать, мы ведь книги про индейцев читали. Не все, конечно,читали, но хоть кое-кто.
— А Кубу?
А вот тут чуть посложнее, мы ведь не дети СССР, но хотя бы приблизительно знаем, где она расположена (точно не возле жаркой Антарктиды). Пять секунд — и Куба найдена.
***
Когда я учился на финансиста, то у нас был предмет "Экономическая география".
Одним из важных заданий от преподавателя (типа, некоторого зачета) было такое — нужно было назвать все страны по порядку (и показать их на карте), которые граничат с нашей страной.
Я был в шоке — даже для тех, кто хорошо учился, это было проблемой. Почему так? Этого я не знаю. Хотя это еще то поколение, которое "не ЕГЭ". Видимо, знания географии действительно завися от кругозора (далеко не всех отличников он хороший, я в этом тоже убедился, но уже когда учился в пединституте).
***
А еще есть другая тема — "Как выглядели известные люди".
— Кто это?
— Это репер какой-то? Или стендапер?
— Это Владимир Ильич в ссылке.
— А это кто?
— Ну не знаю я! Я не разбираюсь в этом.
— Так ведь это …
А в следующий раз я расскажу про свою систему, как я приучаю школьников распознавать исторических личностей.