Как первым хакерам ещё в XIX веке удалось совершить «атаку», хорошо на этом заработать и избежать наказания
В наше время, когда повсеместно распространены компьютеры, электронные гаджеты и цифровые средства передачи информации, никого не удивить, что техника может быть взломана и использована киберпреступниками в незаконных целях. Но мало кому известно, что первая «хакерская» атака была проведена еще в первой половине XIX века двумя хитрыми братьями, которые извлекли из этого немалую выгоду.
В первой половине 19 века важнейшим способом передачи информации являлся оптический телеграф, изобретенный в конце 18 века братьями Шапп. Его линии пронизывали Европу, с его помощью передавались важные государственные и армейские телеграммы. Теоретически, возможность воспользоваться оптическим телеграфом была и у обычных граждан, но из-за их загруженности государственными интересами, даже за высокую плату личную телеграмму удавалось отправить крайне редко.
Чтобы понять дальнейшее, нужно представлять себе, что такое оптический телеграф. Это система вышек с размещенными на них длинными перекладинами, вращающимися вокруг своей оси и могущими занимать следующие положения: горизонтальное, вертикальное и под углом 45 и 135 градусов, по краям длинной перекладины размещались перекладины покороче, также вращающиеся вокруг своей оси и занимающие те же фиксированные положения. Всего получалось 196 различных фиксированных положений, с помощью которых можно было передавать буквы, цифры и даже часто употребляемые слова и целые фразы.
Оператор каждой последующей станции (а они размещались на расстоянии примерно 10 км) смотрел в мощную подзорную трубу на станцию предыдущую, фиксировал положение перекладин и выставлял его на своей станции. И так по цепочке передавался сигнал, пока не доходил до адресата. Однако иногда оператор ошибался в выставлении сигнала, и последующими сигналами исправлял ошибку, при этом сообщение передавалось от станции к станции вместе со всеми исправлениями.
Первая кибератака
В 1834 году братья Жозеф и Франсуа Блан зарабатывали себе деньги, торгуя различными ценными бумагами на фондовой бирже города Бордо. Ведущей площадкой торговли ценными бумагами во Франции в те годы была фондовая биржа в Париже, которая фактически и задавала курсы различных облигаций в стране. Но сведения о колебаниях стоимости ценных бумаг поступали в Бордо через довольно протяженный промежуток времени, поскольку их доставляли почтовыми дилижансами, причем они находились в пути по несколько дней.
Вполне понятно, человек раньше других узнавший о падении курса облигаций успеет их сбросить по прежней цене и тем избежит крупных убытков, а если стоимость облигаций возрастет, то за несколько дней их можно будет скупить дешевле, а потом подсчитывать барыши. Таким образом, скорость получения данных из Парижа была во многом определяющим фактором для биржевых игроков.
Для быстрого получения столичных сведений некоторые биржевые маклеры отправляли курьеров или почтовых голубей. Но курьеры нередко прибывали практически одновременно с почтовыми дилижансами, а почтовые голуби не находили путь домой.
И вот братья Блан придумали, как пользоваться оптическим телеграфом с выгодой для себя. Передача информации с помощью этого средства связи иногда приводила к сбоям, телеграфист мог попросту перепутать необходимое положение перекладин для нужного сигнала. В этом не было большой беды — случайная ошибка исправлялась последующим специальным сигналом, который передавался от станции к станции. После этого сигнала шла верная информация, а неверные данные отбрасывались при раскодировке переданного текста на конечной станции.
Гениальность мысли братьев была в том, что двое пройдох сообразили, что телеграфист может НАМЕРЕННО передавать время от времени неверные сигналы. А в этих намеренно неверных сигналах будет закодирована информация Парижской фондовой биржи.
Итак, братья подкупают телеграфиста линии Париж-Бордо из города Тур, который начинает иногда подавать намеренно искаженные сигналы, получая их от парижского сообщника братьев, сообщая таким образом новости фондовой биржи столицы. А в Бордо в районе конечной телеграфной вышки размещают своего работника с подзорной трубой, который фиксирует намеренные ошибки турского телеграфиста, составляет из них текст и сообщает курсы ценных бумаг столичной биржи своим работодателям.
Как удалось разоблачить «хакеров»
О том, что правительственный оптический телеграф работает на благо мошенников никто не мог заподозрить в течение 2 лет. Но жадность сгубила не только фраера, но и эту схему. Подкупленный в Туре телеграфист заболел и не мог выполнять некоторое время служебные обязанности. На станции появился временный сменщик, которого нечистый на руку работник посвятил в преступную схему в надежде, что тот будет снабжать братьев информацией. Однако сменщик не пожелал ввязываться в незаконную деятельность и донес обо всем властям.
На этом преступная схема (принесшая своим создателям прибыль) была ликвидирована, но их самих осудить не удалось. Во Франции того времени просто не было закона предусматривающего наказание за злонамеренное использование сети оптического телеграфа.