Египетская САУ SP-122, или США+СССР

0 0

Главным поставщиком оружия для армии Египта вначале был СССР, потом его сменили США. Поэтому сейчас египетская армия выглядит достаточно причудливо, когда Т-62 и БМП-1 соседствуют с «Абрамсами» и М-113, а также машинами собственной постройки вроде бронетранспортера «Фахд», которые еще и экспортируются. Есть у потомков фараонов и машины уникальные, не встречающиеся более нигде. Примером подобных может быть самоходная артиллерийская установка SP-122.

Египетская САУ SP-122, или США+СССР

САУ SP-122. Египет

Эта машина была разработана для армии Египта в США и производилась с 1994 по 1995 года. Египтяне пытались обзавестись САУ ранее, установив гаубицу Д-30 на шасси танка Т-34, но успехом эти попытки не увенчались. Всего было построено 76 машин SP-122 (по другим данным – 120). Впрочем, история данного агрегата достаточно запутанна.

Альтернативная версия утверждает, что первоначально разработкой боевой машины занимались англичане из фирмы «Royal Ordnance Factory». Их проект базировался на шасси инженерной машины FV-180. Такая самоходка вооружалась 122 мм гаубицей Д-30 советского производства, установленной в неподвижной рубке. Дополнительное вооружение было представлено пулеметом калибра 12,7 мм. Испытания показали, что машина сильно раскачивается при стрельбе, для решения подобной проблемы надо было либо удлинять шасси на один каток, либо ставить сошник. Оба подхода были признаны нерентабельными, и работы с английским шасси прекратились.

А вот в дальнейшем к разработке САУ были привлечены американцы, и их проект оказался более удачным и был впоследствии запущен в серийное производство. Вторая версия подтверждается тем, что в разных источниках можно найти различные фотографии машины под обозначением SP-122. Достаточно сравнить число катков на представленных фотографиях.

Египетская САУ SP-122, или США+СССР

САУ SP-122 первоначальная версия

САУ SP-122, состоящие в настоящее время на вооружение армии Египта, базируются на шасси известной самоходной артиллерийской установки М-109. Масса боевой машины составляет 24 тонны. В кормовой части ее корпуса размещена неподвижная полностью закрытая рубка с гаубицей Д-30 (точнее, ее египетским вариантом, выпускаемым по лицензии).

Орудие, установленное на самоходке, отличается более длинным стволом и дульным тормозом с большим количеством щелей. Боекомплект машины составляет 85 выстрелов. В горизонтальной области максимальный уровень наведения составляет 30 градусов, 70 – в вертикальной. В качестве вспомогательного вооружения установлен пулемет калибра 12,7 мм. Экипаж – 5 человек. Дизельный двигатель позволяет SP-122 передвигаться со скоростью 56 км/ч. Максимальная дальность стрельбы – 15300 м., возможно использование активно-реактивных снарядов. Пополнить боекомплект можно как вручную, так и с помощью специальной машины M992 FAASV (Field Artillery Ammunition Support Vehicles), которая была разработана для обслуживания САУ М-109.

САУ SP-122 состоят на вооружении египетской армии и в настоящее время. Они применяются в операциях на Синайском полуострове против боевиков ИГИЛ.

Египетская САУ SP-122, или США+СССР

SP-122 в боевых действиях на Синае

Прежде чем проанализировать тактико-технические характеристики египетской САУ, сразу укажем ее главный недостаток, который бросается в глаза. Это – отсутствие вращающейся башни, резко снижающее боевые возможности машины по сравнению с собратьями по классу (в качестве таковых рассмотрим советскую самоходку 2С1 «Гвоздику» и американскую М-109).

Вероятно, изначально основной причиной разработки SP-122 стало желание египетских военных повысить мобильность гаубиц Д-30 и их версий собственного производства, и использовать запасы снарядов к ним. Вариант с установкой орудия в неподвижной рубке, более характерный для машин Второй мировой войны (вспомним СУ-76, «Веспе», «Грилле», etc), вероятно, избрали для удешевления конструкции и ускорения производства. После охлаждения отношений с Советским союзом (вследствие проигрыша в войнах с Израилем, в котором египетское руководство обвинило советское оружие) рассчитывать на дальнейшие поставки «Гвоздик» не приходилось. Потому и пришлось обращаться за помощью к иностранным разработчикам. В итоге получилась машина, тяжелее 2С1 (24 тонны против 15), менее подвижная (50 км/ч против 56), не способная плавать, обладающая теми же баллистическими показателями.

Сравнение с американской машиной показывает сопоставимую массу (М-109 весит около 23 тонн), у САУ из США больше максимальная дальность выстрела (до 22 км, а с активно реактивным снарядом и больше), она способна плавать при установке на нее дополнительного оборудования, более подвижна (56 км/ч). 155 мм снаряд М-109 обладает более разрушительным действием, чем 122 мм. Поэтому удачной египетскую машину назвать никак нельзя, скорее это решение из серии «Нам надо пострелять по врагам, и у нас скопилось много пушек». Но в качестве экспоната кунсткамеры бронированных редкостей SP-122 достаточно интересна. Как пример результата скрещивания советских и американских инженерных достижений.

Египетская САУ SP-122, или США+СССР

САУ SP-122. Египет

Использованные источники: mil.in.ua, www.dogswar.ru.

Источник: naukatehnika.com

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy