Содержание страницы
Жан-Луи д’Эпернон при своём короле-покровителе был едва ли не самой значимой фигурой во Франции. Он устранял соперников и участвовал в заговорах, однако это не помогло ему достойно встретить старость. Погубили герцога вовсе не монархи.
Во времена правления Генриха III во Франции получило распространение слово «миньон» («малыш»), которым часто называли королевских фаворитов. Ими становились привлекательные молодые люди из благородных семейств, что давало почву для слухов о том, что Генрих питает чувства к представителям своего же пола. Так это или нет – оставим на суд истории, а вот судьба самих фаворитов была далеко не радостной. Пример тому – рассказ о Ногаре д’Эперноне.
Вся жизнь – как война
Жан-Луи де Ногаре д’Эпернон появился на свет в 1554 году в Казо-Саве. Во французской провинции было расположено имение знатного рода д’Эпернон, выстроенный предками роскошный замок Комон, что по тем временам лишь немногим уступал королевскому дворцу.
С раннего детства Жан-Луи слышал истории о своём деде и отце, которые посвятили свою жизнь служению в войсках Франции. Меня не удивило, что мальчик, вдохновлённый этими воспоминаниями, решил пойти по их пути – так поступали многие дворяне. Однако молодому д’Эпернону пришлось столкнуться не с отрядами противника, а с собственными соотечественниками.
Тогда Франция становится центром постоянно вспыхивающих религиозных войн. Жан-Луи отстаивал интересы католиков и, как отмечали его современники, проявил себя смелым и отважным солдатом.
Встреча с будущим королём
Знаменательным событием в жизни д’Эпернона становятся 1572-1573 годы. Тогда он участвовал в осаде Ла-Рошели, где его и заметил герцог Анжуйский, которому суждено было стать королём Генрихом III.
Сложно сказать, что именно привлекло будущего монарха в молодом военном. Если верить слухам, что уже тогда начинали бродить по Парижу, Генрих III в вопросах любви отдавал предпочтение мужчинам, хотя прямых доказательств, о неких порочащих связей короля, не сохранилось.
Быть может, как и других людей, знакомых с военным делом, его поразили смелость и талант д’Эпернона.
Статус фаворита
Как бы то ни было, но в 1578 году Жан-Луи уже находится среди самых привилегированных особ Франции – тех самых миньонов, которыми окружал себя монарх. Что примечательно, фавориты не входили в свиту короля, не считались его советниками, однако это не умаляло их значимости.
Да, хочу заметить, что быть фаворитом было не так уж безопасно. Человек, которого король посвящал в свои замыслы и одаривал щедрыми подарками, становился объектом для зависти многих придворных. Нередко «поколения» миньонов сменяли друг друга, поскольку предшественники гибли от рук отравителей или бесследно исчезали. Но, как мне кажется, такие «мелочи» не могли остановить д’Эпернона – ведь он уже чувствовал власть, что становилась всё ближе и обширнее.
Напор, наглость и жадность
Жан-Луи вовсе не был наивным юношей, оказавшимся при дворе. Он умел точно и расчетливо намечать цели, а к их достижению шёл сметая любые препятствия. Он успешно захватил несколько провинций, жителей которых сделал своими подданными.
Каких-либо чувств к своим родным д’Эпернон также не испытывал, если речь шла о богатстве. Известна история о том, что наследство Фуа-Кандалей необходимо было разделить между герцогом д’Эперноном и сестрой его супруги. Жан-Луи решает, что не собирается отдавать половинку наследства совершенно другому семейству, а потому запирает в монастыре свою родственницу, что отныне вынуждена была жить в заточении.
Хитрый и коварный д’Эпернон умело манипулировал как королём, так и его фаворитами. И если большинство из них не представляли угрозы, то немало хлопот герцогу доставил Анн де Жуайез, достойный соперник в обожании монарха. Но разве существовали для д’Эпернона непреодолимые препятствия? Он убеждает короля отправить неумелого адмирала Жуайеза на фронт, где тот гибнет от рук гугенотов.
Немилость и новая власть
Однако жадность и тщеславие д’Эпернона сыграли с ним злую шутку. Представители Католической лиги, чьи интересы он защищал в бою, настроили Генриха III против его фаворита. В 1588 году д’Эпернона отсылают из Парижа. Несмотря на это, он всё-таки остался верен своему монарху. Узнав об изгнании самого короля, д’Эпернон поспешил к нему. После коронации Генриха IV он долгое время не хотел признавать нового правителя.
Власть менялась, а д’Эпернон не хотел терять своего влияния. Делая вид, что покорился новому монарху, он вступает в заговор против него. После убийства Генриха IV фаворит прошлого короля оказывается на стороне вдовы Марии Медичи, которой помогает обрести власть в стране.
Долгое время его жизнь можно было бы назвать спокойной и счастливой. Он занимал пост в правительстве, затем служил губернатором. Возможно, последние годы герцога прошли бы в такой же безмятежности, однако его вновь подвёл собственный скверный нрав.
Выходка герцога
В 1622 году д’Эпернон устроил уличную драку. Что примечательно – не кем-нибудь, а с самим архиепископом Бордо. Подобный скандал для религиозных французов превратился в лавину возмущения, что разрушила прежде спокойную жизнь фаворита.
Угрожая отлучением от церкви, д’Эпернона отправляют в отдалённую провинцию. Там, в своём имении Кадийяк, он и был погребён вместе со своей супругой.
Когда знакомишься с историей герцога Ногаре д’Эпернона, создаётся впечатление, будто он находился в вечном противостоянии с католиками. А ведь именно на их стороне он воевал и, что примечательно, двое его сыновей стали духовниками.
Я думаю, проблемой экс-фаворита была непомерная жажда власти и стремление к постоянному обогащению. Времена менялись, а он всё никак не мог свыкнуться с тем, что является далеко не самым главным человеком во Франции.
Все статьи по теме: #worldofhistory_фаворитки
Статья написана специально для канала «Мир истории», автор: Марина Завгородняя
Делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите проект, подписывайтесь на Яндекс.Дзен-канал «Мир истории» (https://zen.yandex.ru/history_world)
Наш сайт: worldofhistory.ru — еще больше интересного и увлекательного.