Однажды наша команда решила вновь съездить за пару сотен километров от дома ради заброшенных горизонтов одной крупной и как нам казалось хорошо изученной железнорудной шахты.
Наша прогулка по подземельям началась со спуска на глубину порядка 130 метров, где погуляв по заброшенному горизонту, мы спустились ещё ниже и решили заглянуть в те участки системы, куда не ходили ранее.
Через пару часов пока мы ходили и рисовали схему неизведанной части горизонта, мы внезапно вышли к тоннелю, откуда мощно тянуло выхлопом дизельного двигателя. Явный признак работающей техники. Для нас это было весьма неожиданно — считалось что деятельность на этом участке шахты прекращена, но походу в тот мы раз забрались слишком далеко…
Следуя по запаху дизеля вышли на серпантин, спустившись по которому еще через пару десятков метров вниз вышли на нижний горизонт. Обычно, мы стараемся не выходить на действующие горизонты, так как нет ни малейшего желания отвлекать людей от работы.
Поэтому идём в другую сторону, но и тут всё работает и светится. Быстро рисуем на схеме дорогу обратно и решаем совсем чуть-чуть пройтись по действующей части раз уж нас сюда занесло… Да товарищи, тут совершенно иначе, чем в старых горизонтах пробитые ещё в «60-е» годы.
Вокруг горел свет, из вентиляции дул холодный воздух, а по своду тоннеля протянут троллей. По всей видимости мы вышли в главный квершлаг — выработке, проходящей через весь горизонт.
Интересный факт: шахтный электровоз К-15, которым нам встретил с завода идёт в ярко оранжевом или жёлтом цвете. Можете сами оценить то, что делают с техникой годы работы под землёй.
Судя по виду электровозу не один десяток лет, двери и стекла, которые устанавливаются на такие электровозы с завода — уже утрачены. Многое ломается в ходе эксплуатации, но такие вещи уже не ремонтируют.
По сторонам от основного ходка, встречались проходы в технические помещения. Любопытно, что понижающая подстанция закрывается массивными гермоворотами, прямо как в убежищах гражданской обороны. Скорее всего такие ворота — защита от затопления, чтобы не остановилась работа жизненно необходимых насосов и вентиляции.
Околоствольный двор. За решеткой ствол глубиной около 300 метров.
Миновав руддвор, через сотню метров уперлись в конец выработки. Прошло уже достаточно много времени, ни в коем случае нельзя заставлять нервничать «команду контроля» на поверхности, а значит двигаем обратно — нам предстоит долгий и утомительный подъем на поверхность, поэтому немного отдохнув выдвигаемся обратно.
Огромное уважение шахтёрам за нелёгкий труд. Земные недра таят в себе особую, но непонятную многим красоту. Думаю, многие из шахтёров уже привыкли к ней, но полагаю есть и такие которые любят свою работу именно из-за романтики профессии и очарованию земных недр…
Каталогизация: #urbexrussia (индустриальный туризм в России)
Резидент проекта NordSkif & Co: Максим Kave102Rus