Шаротанк. Советский дизельпанк в Китае

0 1

Энтузиасты из китайской провинции Хэнань соорудили необычную самоделку. Получившееся чудище обошлось в 200 тысяч юаней и вмещает трёх человек.

Китайские конструкторы, решили, что опыт советских инженеров не должен пропадать зря и воплотили в металле советский проект шаровидного танка времён Второй Мировой войны.

Шаротанк. Советский дизельпанк в Китае

Инженеры, разработавшие технику, утверждают, что воспользовались экспериментальными советскими военными наработками, чертежами и концептами. Им пришлось тщательно изучать техническую литературу, зато результат превзошел их ожидания.

Машина имеет корпус из листовой стали и резиновые гусеницы. Умеет кататься по ровной поверхности, поворачивать и пугать встречных участников дорожного движения необычным внешним видом. Теоретически вмещает экипаж из трёх человек, но на практике им там, кажется, будет малость тесновато. Затраты на постройку составили около 200 тысяч юаней (примерно 2,3 миллиона рублей).

Шаротанк. Советский дизельпанк в Китае

Танки в форме шара в тридцатых-сороковых годах прошлого века были достаточно распространённой идеей. Проекты таких машин неоднократно появлялись тогда в разных странах, не исключая и СССР. Модель, реконструированная китайцами, —это немного изменённый проект инженера Б. Микова, предложенный в июне 1942 года. Как и прочие подобные предложения, это осталось нереализованным из-за ряда врождённых недостатков шаровидной компоновки — в первую очередь плохой устойчивости, низкой управляемости и невозможности обеспечить вооружению круговой обстрел.

Шаротанк. Советский дизельпанк в Китае

Долгие десятилетия пылившиеся в архивах проекты шаротанков обрели популярность после выхода в 2014 году книги Юрия Пашолока «Стальные шары Сталина», в которой он проанализировал историю развития идеи и собрал множество документов (в том числе и тот самый проект Микова). Позже шаротанки появились в качестве героев юмористических акций в тематических онлайн-играх военной направленности, а оттуда окончательно «ушли в народ». Сейчас даже сборные модели выпускаются — одну из них можно видеть на заглавном фото (это машина проекта Н. П. Новикова и Б. В. Смирнова, предложенная в августе 1941 года).

В сентябре 1941 года в адрес наркома Берии поступило письмо, в котором народный комиссар Туркменской ССР Давыдовский сообщал о разработанном проекте шарообразного танка. Кроме расчетов, была продемонстрирована деревянная модель техники. Копию письма по письменному распоряжению Берии направили в адрес начальника ГАБТУ КА Федоренко, откуда вскоре пришла резолюция с требованием выслать материалы о шаротанке.

Шаротанк. Советский дизельпанк в Китае

При тепловозном депо Ашхабадской железной дороги создали инициативную группу, которая занялась изготовлением рабочей документации. В качестве силовой установке на шаротанке использовался двигатель от грузового автомобиля ЗИС-5, устанавливаемый вместе со штатной коробкой передач.

Мощность передавалась на центральную секцию сферы. Чтобы повысить сцепление с грунтом, на рабочую поверхность колёсного движителя предполагалось установить грунтозацепы.

На опытном образце оружия не предусматривалось, поэтому как и где оно было бы расположено, документация не рассказывает. Также, судя по чертежам и переписке между исследователями, в танке не предусматривалось приборов наблюдения. Водитель этой машины должен был сидеть слева от силовой установки.

Шаротанк. Советский дизельпанк в Китае

В 1942 году начались работы по постройке опытного образца. Известно, что диаметр построенной модели был 3 метра, ее снаряжённая масса достигла 13 тонн, из которых около семи тонн приходилось на балласт — благодаря ему внутренняя начинка машины оставалась в горизонтальном положении. Первый шаровый танк мог двигаться по прямой, но ни тормозить, ни поворачиваться не умел.

От него этого и не требовалось — задачей была демонстрация возможности передвижения. На испытаниях эта машина смогла развить максимальную скорость около 10км/час. К сожалению, не сохранились фотодокументы этого эпохального события, посмотреть на которые было бы очень интересно.

На втором образце, который планировалось построить вскоре после первого, инженеры-конструкторы хотели «обкатать» тормоза и возможность поворачивать машину, для чего учеными были разработаны выдвижные шесты. Такая конструкция несколько отличалась от классической схемы сферического танка, где поворот осуществлялся за счет наклона машины.

Однако разработки пришлось приостановить из-за отсутствия финансирования. ВАММ (Военная академия механизации и моторизации), узнав об этой разработке, прислала представителя и запросила материалы по шаротанку, а также подняла вопрос о передаче действующей модели и ее пользование, хотя от самого ведомства шли исключительно отрицательные отзывы об этой машине.

Ее считали бесполезной, а трату времени на ее доработку — абсолютно бессмысленной. В той или иной степени работы по шаротанку шли до 1944 года, но в результате детище инженеров-механиков Г.С. Рылеева, А.П. Зубкова, Ф.А. Андронова и А.Д. Иванова, техника-механика В.И. Преображенского, техника-электрика П.Н. Горбешко и автомеханика И.Н. Чуба, а также физиков В.А. Федосеева, Н.М. Ерофеева и М.З. Пашинской оказалось не у дел. Проект был остановлен.

Создать сферическую боевую машину предлагали и другие изобретатели — в 1941 году заключённые Н.П. Новиков и Б.В. Смирнов разработали проект инроцикла, состоящего из двух полусфер, радиусом 1500 мм каждая. Полусферы соединялись стяжками, закрепленными в кольцах жесткости. На вершине полусфер находились люки для входа и выхода из танка — в левой стороне располагался люк для механика-водителя. Здесь же был по проекту встроен смотровой прибор, сконструированный по принципу стробоскопа.

Шаротанк. Советский дизельпанк в Китае

Предполагалось оснастить танк V-образным 12-цилиндровым бензиновым двигателем мощностью 200 л.с. при 1800 об/мин. Дополнительные колеса по бокам предохраняли машину от опрокидывания. Изобретатели этой техники не были самоучками: Новиков до заключения трудился инженером, в свое время он закончил ВАММ по специальности «Танкостроение». Его соратник занимался похожей деятельностью, по образованию он был инженер-технолог.

Главным преимуществом танка, по мнению его изобретателей, была его подвижность и способность развивать высокую скорость (до 71 км/ч по полю и до 160 км/ч по шоссе). Машина, по прогнозам конструкторов, могла двигаться и вброд, преодолевая препятствия глубиной до 0,9 м.

Также танк был способен плавать, погрузившись в воду на четверть своего объема. Движение по воде осуществлялось за счет подвесного лодочного мотора — это позволяло не усложнять конструкцию. Герметичность техники достигалась за счет кольцевых клапанов, изготовленных из резины и меди.

Что касается вооружения, то по бортам корпуса сферического танка предполагалась разместить шаровые установки с пушками 45-мм, спаренными с пулемётами ДТ. Боекомплект состоял из 90 патронов калибра 45 мм, а также 20 000 патронов к ДТ.

Спереди и сзади машины предполагалось размещать дополнительное вооружение в виде курсовых пулемётов ДТ. Несмотря на наличие подробного проекта и детального расчета машин, в работу его не приняли и танк не был построен даже в виде опытного образца.

Были и другие разработке на базе идеи сферической техники. Авторы этих проектов утверждали, что форма шара — идеальная для вооружения, т.к. рикошетирует пули и снаряды, значительно снижая уязвимость боевой машины.

Кроме прочего, на таких аппаратах нет гусеницы, которая по мнению многих конструкторов является самым ненадежным элементом техники. Интроцикл прост в изготовлении, а еще его проще «научить» плавать, чем танк привычной формы.

Источник: naukatehnika.com

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy