Куба не является тем государством, где мы ожидаем встретить развитую военную промышленность. Тем не менее, ее исторический опыт и недружественные отношения с США требуют поддержания высокой боеготовности. Еще советские военные специалисты во время боевых действий в Анголе отмечали то, как кубинцы бережно относились к военной технике. В настоящее время в вооруженных силах этого государства можно встретить как тщательно сохраняемые боевые машины производства СССР, так и весьма интересные гибриды на их основе. О некоторых из них и пойдет речь в данной заметке.
Колесные САУ Кубы известны под наименованием «Jupiter». Всего насчитывается пять модификаций таких машин. В основе всех кубинских «Юпитеров» лежит шасси советского грузовика КрАЗ-255Б. Меньше всего информации по САУ «Jupiter» версий I и II. Утверждается лишь, что обе они вооружены орудием калибра 130 мм (скорее всего, советским М-46), первая имеет стандартную кабину грузовика, вторая – со срезанным верхом.
Более известен вариант «Jupiter-III». Эта САУ оснащена 122 мм гаубицей Д-30, базируется на минимально измененном, но усиленном шасси КрАЗА, в частности обращает на себя внимание защита окон кабины с помощью «жалюзи». Кабина «Jupiter-III» легкобронирована. Скорострельность этой САУ 6-8 выстрелов в минуту. Максимальный угол вертикальной наводки – 70 градусов. Скорость- до 70 км/ч.
«Jupiter-IV» базируется на шасси КраЗА, претерпевшем радикальную модернизацию. Переделка заключается в переходе к бескапотной бронированной кабине с двумя отдельными отсеками для членов расчета. По внешнему виду она очень похожа на таковую от МАЗ-543.
Ориентировочно производится с 2006 года. Основное вооружение этой самоходки – 122 мм советская гаубица А-19. «Jupiter-IV» может вести огонь бронебойными, фугасными и осколочными снарядами. Орудие заражается вручную. Максимальная скорострельность составляет 4 выстрела в минуту. Максимальный угол возвышения по вертикали 65 градусов. Обслуживает САУ экипаж из шести человек. Максимальная скорость движения «Jupiter-IV» — до 70 кмч.
«Jupiter-V» очень похож кабиной на предыдущую модель, но оснащается все той же пушкой М-46 калибра 130 мм. Максимальная скорострельность 6-8 выстрелов в минуту, экипаж шесть человек. Дальность стрельбы около 27 км. Максимальный угол возвышения орудия – 45 градусов. Скорость – до 70 кмч.
Создание САУ на колесном шасси – весьма популярная тенденция сегодня, поэтому можно сказать, что здесь кубинцы следуют веяниям времени. Сравнение семейства «Jupiter» с аналогичными машинами производства других государств (французским «Цезарем», шведским «Арчером», израильским «ATMOS-2000»), показывает, что кубинцы обладают одинаковой скорострельностью с ними и даже превосходят в этом израильтянина (у него 5 выстрелов в мин.). Правда, представители семейства «Jupiter» уступают им по максимальной дальности стрельбы (у оппонентов этот показатель от 30 до 60 км. в зависимости от типа снаряда). Это связано с тем, что кубинцы не могут в настоящее время производить использовать новейшие активно-реактивные снаряды. Также боевые машины от ведущих производителей превосходят кубинцев по скоростным характеристикам, все-таки КрАЗ-255Б автомобили далеко не новые.
Тем не менее, с учетом экономических и производственных возможностей Кубы семейство «Юпитеров» можно признать вполне удачной разработкой и удачным способом провести модернизацию вооруженных сил. Более того, кубинские самоходки являются единственными САУ оригинальной разработки в странах Латинской Америки и Карибского бассейна (аргентинские САУ на базе танка ТАМ не в счет – они разрабатывались иностранной компанией). Остальные тамошние государства используют артустановки американские, французские и советские, причем далеко не новые.