В нашем представлении «охрана окружающей среды» — это концепция, возникшая в прошлом веке. Может быть, лишь немногим ранее. Логика здесь понятна. Люди огляделись вокруг себя и поняли, что могут погубить планету, на которой живут. Они начали прилагать усилия, чтобы устранить уже нанесенный вред природе, а также сохранить то, что ещё не совсем потеряно. Однако мероприятия, направленные на сбережение полезных для человека ресурсов, осуществлялись как минимум полтысячелетия назад.
Первые документальные свидетельства об одной такой кампании относятся к 16 веку. Они описывают практику, принятую в государстве инков, где объектом защиты были экскременты морских птиц.
В период своего расцвета упомянутая империя индейцев Южной Америки простиралась на 4000 километров с севера на юг — от современного Эквадора до середины Чили.
Значительная доля этой территории была чрезвычайно засушливой и неплодородной. При этом у инков было превосходно развито земледелие — чего стоят только знаменитые на весь мир сады-террасы. Цивилизация полностью обеспечивала себя продовольствием, и не в последнюю очередь благодаря помету морских птиц. Инки собирали его на островах, расположенных неподалеку от южноамериканского континента, и использовали в качестве удобрения.
Этот природный ресурс называется гуано. Он производится птицами, кормящимися в море, богат минералами и питательными веществами. Эта органическая субстанция содержит много азота и фосфора — главных ингредиентов любого удобрения. Также здесь есть другие элементы, необходимые растениям — калий, кальций, железо и так далее. На необитаемых островах у побережья Перу в свое время существовали гигантские колонии морских птиц. Основная заслуга в накоплении запасов гуано принадлежала трем видам пернатых: перуанскому пеликану, перуанской олуше и баклану Бугенвиля.
Островные «месторождения» гуано разрабатывались индейцами в течение многих столетий. Благодаря тому, что здесь почти не бывает осадков, толщина некоторых залежей превышала 50 метров в высоту. Инки осознавали, что этот ресурс является важнейшим фактором продовольственной стабильности империи. Были приняты законы, обеспечившие защиту как прибрежных участков суши, так и птиц, их населяющих. В 1609 году перуанский историк де ла Вега описал их в одном из своих трудов. По его словам, приведенным в книге Грегори Кушмана "Гуано и открытие тихоокеанского мира. Глобальная экологическая история", все острова были распределены между разными провинциями империи. Крупные месторождения эксплуатировались двумя или тремя субъектами этого государства. За каждым поселением был закреплен кусок того или иного острова, откуда любой землепашец брал столько удобрений, сколько ему было необходимо.
Отдельные правила защищали птиц. Нельзя было добывать гуано во время их брачного сезона, так как это могло отпугнуть пернатых от гнезд. Также не разрешалось охотиться на них, причем не только на островах, но и за их пределами. Это, в соответствии с жестокими нравами того времени, каралось казнью.
История сохранила и более ранние примеры охраны отдельных видов животных — по соображениям религиозного или иного характера. Однако это первый известный прецедент, когда на государственном уровне принимались законы для защиты ценного природного ресурса. Как кажется, сегодня что-то подобное просматривается в идее заповедников и национальных парков. Хотя казнь за те или иные нарушения на их территории, естественно, не применяется.
Благодаря усилиям инков популяции трех перечисленных видов птиц на прибрежных островах процветали. Однако затем потомки европейских колонизаторов за относительно короткий срок выработали месторождения гуано. Численность пернатых сократилась. Несмотря на то, что со временем ситуацию удалось стабилизировать, некоторые из них до сих пор пребывают в бедственном положении.
В наши дни птичий помет применяется в сельском хозяйстве не слишком широко, так как на смену ему пришли синтетические удобрения. Тем не менее, он продолжает оставаться важным источником питательных веществ для морских экосистем. Азот и фосфор, содержащиеся в гуано, питают фитопланктон и кораллы. По некоторым оценкам, косвенная финансовая выгода от этого специфического продукта составляет сегодня не менее миллиарда долларов в год.
К огромному сожалению, популяции морских пернатых сокращаются по всей планете, в том числе из-за загрязнения океана пластиком. Это значит, что нам следует воспользоваться мудростью погибшей цивилизации инков и приложить усилия к их сохранению.