Климатическое оружие: между фантастикой и наукой
Что может быть разрушительней масштабного природного бедствия? Только массированный ядерный удар. Но если скрыть применение ядерного оружия не получится, использование климатического оружия поможет достичь желаемого эффекта и при этом сохранить лицо на международной арене.
Оружие и техника # катаклизмы # климатическое оружие # оружие # природное бедствие Выбор редакции
Использовать всю мощь погодных катаклизмов для достижения военных целей люди мечтали всегда. Во второй половине ХХ века эти мечты почти стали реальностью. Еще в 1950-х годах ученым стало ясно, что за счет переохлаждения облаков можно вызывать выпадение осадков.
Во время Вьетнамской войны американские военные проверили эту теорию на практике: в рамках операции Popeye между 1967 и 1972 годами над джунглями было распылено 5400 т иодида серебра и иодида свинца. В результате было зафиксировано троекратное увеличение осадков: сезон дождей в верховье Меконга удлинился с 30 до 45 дней. Есть данные, что ужасное наводнение 1971 года, охватившее 10% территории страны, было вызвано именно этим воздействием.
Операция Popeye ясно демонстрирует все опасности и сложности применения «климатического оружия». Цель перед ней была вполне локальная: размытие «тропы Хо Ши Мина», путей, по которым вьетнамские партизаны получали снабжение. Выполнить ее не удалось, несмотря на колоссальные затраченные средства и угрозу, созданную всему полуострову.
Начало было противоречиво, однако Вьетнамом эксперименты над изменением климата не ограничились. Вплоть до 1983 года в недрах американских лабораторий полным ходом шли исследования в рамках проекта Stormfury. На этот раз ученые хотели подчинить ураганы и тайфуны.
Поначалу цель экспериментов виделась благородной, ведь от таких ветров ежегодно страдают тысячи, а то и сотни тысяч людей. Но учитывая разрушительную силу тайфунов, соблазн использовать их в военных целях был слишком велик… По некоторым (впрочем, не слишком достоверным) сообщениям, какой-то успех был достигнут, и в 1969 году США «перенаправили» ураган к Панаме, отношения которой с Белым домом были тогда более чем прохладными. Однако с тех пор, несмотря на разрушительную Катрину и другие тайфуны, применение этих технологий отчего-то прекратилось…
Popeye была лишь частью программы по борьбе с вьетнамскими партизанами. Воздушную операцию на земле дополняли американские военные из Jungle Eaters – подразделения со специальными бульдозерами Rome Plow D7E. Эти машины использовались, чтобы снять верхний слой почвы. Таким образом, участки на долгое время становились непригодны для растительности и – не без помощи иодида серебра – превращались в настоящие болота.Погода – советская!
Советский Союз не хотел отставать от США в вопросах перспективных вооружений. Поэтому в 1980-е годы СССР совместно с Кубой начал разработку своей программы, призванной влиять на поведение ветров. Договор 1977 года, запрещавший любое использование подобного оружия, помехой не стал: ведь в нашей стране все создается исключительно в мирных целях.
Впрочем, перед созданием систем управления погодой имелись проблемы более серьезные, нежели межгосударственные обязательства. Главная из них – энергетическая. Энергия обычного дождевого облака сравнима с энергией, заключенной в среднюю ядерную боеголовку. Для одного лишь нагрева одного кубического километра воздушного пространства понадобится энергетическая установка огромной мощности. А между тем, чтобы всерьез говорить о глобальном воздействии на погоду, нужно научиться влиять на тысячи и тысячи километров атмосферы.
Это страшное слово HAARP
Впрочем, когда заходит разговор о климатическом оружии, о таких «мелочах», как проект Popeye или Stormfury, вспоминают редко. Всем видится нечто, способное повергнуть на колени весь мир целиком – и, конечно, связанное с какой-нибудь теорией заговора.
– Существуют, в частности, установки для создания искусственного грозового фронта Weathertec, которые устанавливали ученые из Швейцарии, нанятые компанией Meteo Systems. Их создание финансирует президент Объединенных Арабских Эмиратов шейх Халифа ибн Зайд Аль Нахайян. Это – просто погодные установки с утилитарными локальными целями, они не являются климатическим оружием как таковым. То же самое касается и разрекламированных систем, таких, как High Frequency Active Auroral Research Program (HAARP), «Сура» и прочие. Главное, что сейчас происходит с климатическими условиями на планете, и о чем нужно говорить вне зависимости от формулирования породивших причин, это ослабление глобального широтного переноса и усиление меридианального. Прежде всего, для нас это означает ослабление традиционных пассатов и муссонов, а также появление, активизация и усиление прорывных застойных (блокирующих) антициклонов. С этим для жителей России связан и некоторый дискомфорт, и возможный ущерб. В нашем случае все это вызвано интенсивным уничтожением естественных защитных факторов среды в северной Африке и Восточном Средиземноморье.
Установка для создания искусственного грозового фронта Weathertec / ©sindicatum.com
Несмотря ни на что, перспективы климатического оружия в его общепринятом понимании остаются туманными. Пока не будет решен вопрос энергетического снабжения таких систем, говорить об угрозе со стороны климатического оружия неуместно.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.