Каждый год в периоды межсезонья большое количество автовладельцев задаются вопросом: какие шины лучше приобрести — шипованные или "липучку"?
О достоинствах и недостатках этих видов зимней резины всем давно известно, и мы не будем в тысячный раз сегодня пинать без того избитую тему.
Вместо этого рассмотрим не менее интересный вопрос — почему нешипованную зимнюю резину у нас принято называть "липучкой"? Неужто она прилипает к поверхности, словно клеем намазанная?
Давайте разбираться…
На первый взгляд "липучка" отличается от шипованной резины лишь отсутствием металлических шипов, однако только визуальными различиями дело не ограничивается.
Фрикционные шины (так правильно называть "липучку") обеспечивают сцепление с дорогой за счёт принудительного увеличения силы трения между поверхностью дороги и контактирующей поверхностью резины. Как это происходит — мы поговорим чуть ниже, а пока важно уяснить следующее замечание:
- И "шипы" и "липучка" обладают примерно одинаковым набором инструментов для удержания машины на нужной траектории в различных дорожных условиях.
Так, например, при движении по сухой дороге сцепление обеспечивается фрикционными свойствами резинового материала, из которого изготовлены шины, а при движении по рыхлому снегу сцепление обеспечивается путём отвода снежной массы по глубоким бороздам протектора, которые имеются и у "шипов" и у "липучек":
Имеет различие лишь тот инструмент зимней шины, который предназначен для сохранения сцепления с дорогой при движении по накатанному скользкому снегу или льду.
Шипованная резина решает эту проблему методом вгрызания металлических шипов в поверхность. Фрикционная шина работает сильно иначе.
- Во-первых, особые добавки в составе нешипованной резины, именуемые пластификаторами, делают её гораздо более мягкой и пластичной по сравнению с резиной шипованной.
- Во-вторых, хорошая нешипованная резина оснащена огромным количеством тонких глубоких бороздок, которые называются ламели.
Мягкость, бороздки — как же это всё может помочь при движении по льду?
Дело в том, что на поверхности твёрдого (накатанного) снежного покрытия или льда присутствует незримый слой жидкости, который выполняет роль смазки и препятствуют сцеплению колеса с дорогой.
Мягкость резины и огромное количество ламелей позволяют нешипованной шине отводить из под колеса лишнюю влагу, что обеспечивает наиболее полное контактирование поверхности шины с дорогой.
Грубо можно сказать, что нешипованная шина впитывает в себя жидкость и тем самым вплотную "прилипает" к поверхности. Оттого и прозвали её "липучкой"!