Фронтовой разведчик Яковлев Як-25Р

0 2

Воздушные бои в Корее 1950…1953 г. показали, что в возможной новой мировой войне, в которой реактивные истребители будут массировано применяться не только как перехватчики ПВО для защиты тыловых районов, но также над линией фронта и в оперативном тылу, вопрос оснащения Военно-Воздушных Сил Советского Союза современным скоростным разведчиком крайне обострился. Применявшийся для этого Ил-28Р не имел перспектив повышения скорости и высотности, обладающие более высокими летными данными модификации истребителей МиГ-15 и МиГ-17 не могли быть оснащены достаточно мощной фотоаппаратурой, способной дать снимки хорошего разрешения при съемке с большой высоты. Дальность их полета также была недостаточной с учетом размаха возможных операций даже для Европы, а Азиатский ТВД также рассматривался.

Еще при проектировании околозвукового барражирующего перехватчика Як-120 (в серии –Як-25) конструкторским бюро № 115 Александра Сергеевича Яковлева была предусмотрена возможность создания на базе этого самолета скоростного фронтового разведчика. Первоначально считалось, что все модификации будут иметь одинаковую конструкцию планера, различаясь лишь составом и расположением оборудования и вооружения. Но еще одним требованием Заказчика было наличие на борту такого самолета штурмана – оператора разведывательной аппаратуры и обеспечение ему необходимого поля обзора. Штурман-оператор на самолете Як-125, кабина которого была сделана так же, как на перехватчике Як-25 за летчиком, не мог видеть фотографируемую местность, а с ростом скоростей съемки погрешность ее начала «в слепую» становилась слишком большой. Именно это было признано главным недостатком фронтового разведчика Як-125.

Для устранения этого замечания Заказчика в ОКБ-115 была спроектирована еще одна модификация фронтового самолета-разведчика – Як-25Р.

СССР, первый полет – предположительно 1955 г.

Фронтовой разведчик Яковлев Як-25Р

Фронтовой разведчик Яковлев Як-25Р с двигателями РД-5А (АМ-5А) Фото из книги 6. Gordon Ye., Komissarov D., Komissarov S. OKB Yakovlev. A History of the Design Bureau and its Aircraft. Hinkley, UK, Midland Publishing, — 2005

Як-25Р 2РД-5А проект и войсковая серия, фронтовой разведчик.

Проектирование начато в 1953 г. по инициативе ОКБ-115, когда были выставлены первые замечания по кабине штурмана самолета Як-125 (на этапе защиты эскизного проекта в 1951 г., когда был представлен натурный макет НЧФ и кабины экипажа Як-125 они Заказчиком выставлены по-видимому не были).

Самолет проектировался как модификация фронтового разведчика Як-125 с дальнейшим отличиями:

  • топливная система сделана по типу фронтового бомбардировщика – носителя атомной бомбы Як-25Б с незначительными отличиями, но ПТБ и трубопроводы его подключения из системы исключены;
  • в носовой части фюзеляжа на месте отсека РЛС оборудована кабина штурмана по типу Як-25Б, с катапультируемым креслом, установленным под люком в верхней части НЧФ на наклонном шпангоуте, отделяющем ее от приборного отсека, за которым находилась кабина летчика;
  • остекление кабины штурмана полностью новое (не было копией такового на Як-25Б), состоит из лобового стекла в форме сегмента сферы, пяти плоских стекол внизу фюзеляжа и по бортам до СГФ между шпангоутами №№ 1 и 2, а также по одному плоскому стеклу над СГФ между шп. 2 и 3 и между шп. 3 и 4;
  • оборудование штурмана включало навигационные приборы по типу Як-125, но с новой более удобной компоновкой, оптический бомбардировочный прицел ОПБ-1р для определения точки начала съемки, а также командные приборы АФА;
  • кабина летчика сделана по типу самолета Як-25Б с отличиями по размещению органов управления вооружением, см. ниже;

Фронтовой разведчик Яковлев Як-25Р

Новая носовая часть фюзеляжа фронтового разведчика Як-25Р с раздельными кабинами штурмана и летчика Фото из книги Gordon Ye. Yakovlev Yak-25/-26/-27/-28. Yakovlev’s Tactical Twinjets. Hinkley, UK, Aerofax — Midland Publishing, — 2006
  • установлена радиосистема, указывающая заданный курс на цель по типу Як-25Б, но ее антенна установлена на коротких стойках на правом борту фюзеляжа за крылом за обтекателем пушки и идет от него и до хвостового кока фюзеляжа;
  • изменена установка АФА – все они сгруппированы в отсеке, в котором на самолете Як-125 находился подвесной топливный бак;
  • изменена установка антенн БРЭО (радиостанций, системы слепой посадки, ответчика госопознавания и ответчика дальности);
  • изменена электропроводка;
  • СКВ и кислородная система кабин – по типу самолета Як-25Б.

Остальное оборудование и вооружение – по типу самолета Як-125 с отличиями только в местах установки.

Планер и силовая установка с ТРД АМ-5А (РД-5А) взлетной тягой по 2000 кгс унифицированы с серийным перехватчиком Як-25М.

ТРДФ АМ-11 и требовалось предъявить самолет на испытания во II квартале 1956 г. В первые месяцы 1956 г. начались испытания самолета Як-26 в варианте бомбардировщика, и хотя постройка его модификации-разведчика задерживалась, продолжение работ по дозвуковому самолету такого же назначения Як-25Р потеряло смысл.

Эта модификация самолета Як-25 завершила линию развития самолетов-разведчиков в исходной компоновке со стреловидным крылом. Но кроме них была создана еще одна модификация, которая по объему внесенных изменений может считаться новым типом – высотный разведчик, пилотируемый и беспилотный самолет-цель Як-25РВ, строившийся серийно в нескольких вариантах – ему будет посвящен отдельный раздел Справочника

Список использованных источников:

Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy