Ядерный монстр А-3 «Skywarrior». Часть 1

0 8

16 июля 1945 года над плато, прозванном «долиной смерти», рядом с авиабазой Аламогордо в пустынном штате Нью-Мексико, посвященные участники «Манхэттенского проекта» стали свидетелями восхода искусственного солнца, положившего начало атомной эре. Вспышка взрыва ядерного устройства «Тринити», или «Троица», на мгновения ослепила присутствующих и на долгие годы повергла мир во мрак холодной войны.

После доклада об успешном испытании президент Трумэн воскликнул: «Это величайшая штука в мире! Наши затраты на ее создание в размере 2 миллиарда долларов окупились!»

Ядерный монстр А-3 «Skywarrior». Часть 1

Операция «Сентеборд» — атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки — закрепила успех.

Правительство США, основываясь на подтвержденной практикой огромной разрушительной силе атомной бомбы, приняло принципиальное решение о приоритетном развитии ядерного оружия. Политики понимали, что военным необходимы средства его доставки. Однако в силу того, что массовые военные приготовления страны, победившей в Войне, были ограничены по финансовым соображениям (примерная стоимость одного «Толстяка» составляла около двадцати пяти миллионов долларов), только один вид вооруженных сил должен был стать «владельцем» сверхоружия. Между авиационными и военно-морскими кругами на уровне конгресса США началась ожесточенная борьба за этот престижный статус.

Только ВВС армии США (United States Army Air Force) имели возможности и опыт применения атомных бомб. Используя эти обстоятельства в качестве главного аргумента, командование USAAF добилось в сентябре 1947 г. создания нового, отдельного вида вооруженных сил — Военно-Воздушных Сил США (U.S. Air Force).

Ядерный монстр А-3 «Skywarrior». Часть 1

Макеты бомб Mk-1 «Littleboy» (Малыш) и Mk-III «FatMan» (Толстяк), сброшенных на Хиросиму и Нагасаки

Началось незамедлительное планирование войны с использованием нового сверхоружия. Президент поручил спрогнозировать «день А» — последнюю в обозримом будущем благоприятную возможность нанесения атомных ударов без опасения ответных действий. Уверенность руководства ВВС в возможности преодоления ПВО противника и уничтожения большинства целей атомными бомбами породила хвастливое заявление командующего ВВС о настолько быстрой победе в будущей войне, что действия артиллерии или флота не потребуются. Однако эта крайняя точка зрения не получила поддержки. Дело в том, что США более века использовали ВМС в качестве главного средства своей внешней политики. Американцам традиционно импонировала концепция морской силы, которая представлялась незаменимым средством достижения глобальных внешнеполитических интересов. Тем более что в сети авиабаз, которые США планировали использовать для нанесения ударов по СССР, имелись разрывы, приходящиеся на морские и океанские направления.

Ядерный монстр А-3 «Skywarrior». Часть 1

Баллистическая ракета V-2 на палубе авианосца «Мидуэй»

Еще в 1944 г. в США появились замыслы о ядерном нападении на СССР. Планами ведения ядерной войны, разработанными в период с 1945 по 1954 гг., начиная с 1949 г. предусматривалось применение двух авианосных соединений, хотя до 1948 г. участие ВМС в них не предполагалось. Этими планами определялись, в том числе, потребности США для войны с Советским Союзом до 1955 г. (по прогнозам «день А» должен был быть не позднее этого года).

На основе этих планов и прогнозов президентская Комиссия подготовила доклад. В нем говорилось о потребности ВМС в четырех авианосных оперативных соединениях (CarrierTaskForce) во главе с авианосцами, способными обеспечить базирование носителей атомных бомб.

Отдел планирования авиации главного штаба ВМС (Aviation Plans Division of the Office — DCNO (Air)) представил собственные прогнозы возможностей военно-морской авиации, а также типы самолетов и управляемых ракет, которые могут быть разработаны и применены к 1955 году.

Ядерный монстр А-3 «Skywarrior». Часть 1

Испытания модели CVA-58 в бассейне в середине 1947 г. На палубе макеты штурмовиков класса VА P-558 и реактивных истребителей F7U

В верхней части списка были трехдвигательный штурмовик North American AJ-1 и многодвигательный тяжелый реактивный палубный носитель, проектируемый в соответствии с требованиями ADR-42 (Aeronautics Design Research — исследования авиационных конструкций), которые были выработаны конструкторским отделом Бюро аэронавтики (Bureau of Aeronautics, BuAer).

Из управляемых ракет рассматривались модификация трофейной баллистической V-2 и крылатая «Регулс-I». V-2 «примерили на палубу» 6 сентября 1947 г. в рамках «Операции Сэнди».

Проблемы с надежностью первых баллистических ракет требовали продолжения поиска альтернативных носителей. В качестве временной меры попытались разместить на авианосцах и крейсерах крылатые ракеты с ядерными боевыми частями. Запускаться они должны были со штатных катапульт авианосцев или с использованием твердотопливных ускорителей со своих специальных катапульт, что и было реализовано. Но успешное испытание крылатой ракеты «Регулс- I», имевшей дальность пуска до 400 км, провели только в 1950 году.

Самым активным борцом за создание собственных ядерных сил флота был заместитель начальника штаба ВМС по ракетным снарядам контр-адмирал Д. Гэллери (Daniel Gallery). Рапортом от 17 декабря 1947 г., получившим название «Меморандум Гэллери», он в агрессивной форме попытался доказать, что ВМС имеют возможности более эффективно доставить атомную бомбу к цели, чем ВВС. При этом основная ставка делалась на ударный комплекс «авианосец — тяжелый палубный штурмовик — атомная бомба», который рассматривался как воплощение будущей мощи ВМС и должен был стать основой военно-морского окончательного средства устрашения.

Ядерный монстр А-3 «Skywarrior». Часть 1

Испытание ракеты «Регулс-I»

В случае положительного решения по созданию четырех авианосных оперативных соединений, два из них должны были постоянно дежурить на Средиземноморье и в Тихом океане, а два оставаться в местах постоянного базирования. Возглавлять соединения должны были авианосцы нового проекта, кроме того в их состав включались модернизированные авианосцы класса CVB (то есть большие авианосцы — AircraftCarrier, Large) с кораблями охранения. Основной задачей оперативного соединения было нанесение ядерных ударов по удаленным стратегическим объектам противника, а при необходимости и обеспечение авиационной поддержки десантных сил и корабельных группировок.

Атомная бомба была, дело оставалось за кораблем и самолетом.

Рукотворный остров чудовищ

Инициатором постройки авианосного монстра с двумя десятками чудовищных носителей атомных бомб был пришедший с должности заместителя НШ ВМС по авиации начальник Бюро аэронавтики контр-адмирал Саллада (Н. В. Sallada).

Ядерный монстр А-3 «Skywarrior». Часть 1

Чертеж авианосца CVB-X — 1946г. На полетной палубе показана сдвоенная катапульта и расположение самолетов, соответствовавших требованиям ADR-42 на ранней стадии

28 декабря 1945 г. он доложил начальнику штаба ВМС (CNO — Chief of Naval Operations) предложения, на основе которых в 1946-1947 гг. был создан проект CVB-X. В штабе ВМС его разработку возглавил вице-адмирал Марк Митчер (Marc Mitscher) — заместитель НШ по авиации — DCNO (Air). В январе 1946 г. он рекомендовал начать исследование конструкции авианосца нового класса и 20-тонного штурмовика для него. Разработка авианосца была одобрена 23 января 1946 г., а штурмовика — спустя две недели. Сменивший Митчера адмирал Артур Рэдфод (Arthur Radford) также был убежденным сторонником нового авианосца, но не только для больших разведывательных самолетов и штурмовиков, а и для истребителей.

Проект авианосца, получившего первоначальное обозначение CVB-X, был завершен 20 мая 1946 г. Корабль имел стандартное водоизмещение 69200 т, полное 82000 т, общую длину 362,7 м (1190 футов) и ширину 39,62 м (130 футов). Четырехвальная паротурбинная главная энергетическая установка (ГЭУ) должна была иметь мощность 280000 л.с. и обеспечивать ход 33 узла.

Рукотворный остров чудовищ должен был стать самым большим кораблем в мире, существенно отличаясь от самого мощного на тот период авианосца CVB-41 «Мидуэй».

Ядерный монстр А-3 «Skywarrior». Часть 1

Чертеж гладкопалубного авианосца, на котором показан ангар длиной 261 м, шириной 34,4 м и высотой 8,5 м по состоянию на август 1948 года. Этот чертеж был послан вместе с ОС-111 как директивный материал разработчикам новых конструкций самолетов

На авианосце CVB-X должны были размещаться от 16 до 24 носителей атомного оружия, спроектированных в соответствии с требованиями ADR-42. Эти большие самолеты могли размещаться только на полетной палубе, где происходило и их техобслуживание. Отказ от ангарной палубы стал главной особенностью проекта, как и отсутствие в составе авиагруппы истребителей. Последнее компенсировали бы другие авианосцы из состава оперативного соединения — их должно было быть не менее двух. В таком виде CVB-X мог быть пригоден только для ведения атомной войны.

Это было время быстрого развития реактивной авиации, требования ADR-42 были ужесточены. Это привело к тому, что в конце 1946 г. уже рассматривался проект со стреловидным крылом размахом 33,5 м, длиной 26,5 м и высотой 9,8 м. Четыре ГТД должны были обеспечить максимальную скорость 815 км/ч на высоте 12190 м и боевой радиус 3704 км.

Это заставило пересмотреть проект CVB-X, который к 1947 г. превратился в CVA (AttackAircraftCarrier, проект 6А). 13 февраля 1947 года Комитет по характеристикам кораблей (SCB — ShipCharacteristicsBoard) выработал его предварительные параметры. Теперь авианосец должен был иметь ангарную палубу достаточной высоты для принятия самых больших самолетов авиагруппы, которая могла состоять из 12-18 штурмовиков ADR-45A, которые при взлетном весе до 25,85 т должны были иметь радиус действия 1 389 км, и 54-х истребителей McDonnell XF2D-1, или 12 штурмовиков ADR-42 и пятьдесят четыре XF2D-l.

Ядерный монстр А-3 «Skywarrior». Часть 1

Единственный официально опубликованный в октябре 1948 года рисунок CVA-58. Каждая из четырех катапульт обслуживается своим лифтом (три по бортам с платформами 19,2х15,8 м и один в корме с платформой 18,3х18,3 м), на рисунке показаны в опущенном положении. На палубе — поршневые Р2V «Нептун» и реактивные истребители FH-1 «Фантом»

Из-за недостаточной проработки ADR-42 данных для проектирования деталей конструкции корабля, таких как требуемая прочность полетной палубы, оказалось недостаточно. Проект CVA не был включен в программу судостроения на 1948 финансовый год и финансировался как НИОКР.

Требования ADR-42 использовались для разработки проекта до начала 1948 года, после чего были заменены ADR-62 и затем ADR-64.

29 июля 1948 г. президент США Трумэн одобрил строительство CVA. Кораблю, заложенному 18 апреля 1949 г., присвоили номер 58 и назвали «Юнайтед Стейтс» (United States). Его расчетная стоимость составляла 198 млн долларов, а вся программа с учетом затрат на разработку самолетов, строительство кораблей поддержки и охранения, оценивалась в 1 млрд 256 млн долларов.

Ядерный монстр А-3 «Skywarrior». Часть 1

Схема авианосца CVA-58 «Юнайтед Стейтс»

Основной особенностью проекта 6А была так называемая «гладкая палуба»: для максимального облегчения эксплуатации главного оружия, самолетов — носителей атомных бомб, отказались от островной надстройки. Старт самолетов должны были обеспечивать три катапульты ХН-9 в носовой и центральной части палубы. Для посадки применялись 14 тормозных тросов и 6 аварийных барьеров. Позднее добавили четвертую катапульту и разнесли их по бортам, что позволило одновременно стартовать двум бомбардировщикам и двум истребителям. Количество тормозных тросов и аварийных барьеров сократили до 6-ти и 3-х соответственно.

Как только было принято решение о строительстве авианосца CVA-58, стали востребованными исследования Бюро аэронавтики по новому тяжелому штурмовику. Естественно, активность флота привела к обострению борьбы между ВВС и ВМС.

Ядерный монстр А-3 «Skywarrior». Часть 1

Первоначальный проект авианосца «Форрестол» как развитие CVA-58 «Юнайтед Стейтс» с гладкой полетной палубой без островной надстройки

Используя свое влияние на президента США, командование ВВС добилось отставки министра обороны Джеймса Форрестола (JamesForrestal), пришедшего на этот пост с должности министра ВМС. 22 марта 1949 г. его сменил Луис Джонсон (Louis Johnson), который был сторонником ВВС и недолюбливал флот, а в особенности авианосцы. Как-то он даже заявил, что «оставит только один авианосец, чтобы старым адмиралам было на чем покататься». Будучи одним из ближайших соратников президента Трумэна, Джонсон убедил последнего не вмешиваться в борьбу «ВМС против ВВС» и своим приказом от 23 апреля 1949 г. работы по строительству авианосца прекратил. Более того, при обсуждении бюджета ВМС на 1951 финансовый год предлагалось значительное сокращение финансирования и численности авианосных сил и морской авиации. Все это происходило на фоне резкого увеличения численности бомбардировочной авиации ВВС.

Решение принималось без консультаций с министром ВМС Джоном Салливеном (John Sullivan) и начальником морских операций (CNO) Луи Дэнфилдом (Denfeld). Возмущенный министр ушел в отставку, и в 1950 г. разразился так называемый «бунт адмиралов» (Revolt of the Admirals). За это хоть и пострадал адмирал Дэнфилд, который был снят со своего поста, но и военно-политическое руководство Соединенных Штатов приняло решение о возобновлении строительства авианосцев нового поколения. Существенную роль в принятии такого решения сыграли и уроки Корейской войны.

Ядерный монстр А-3 «Skywarrior». Часть 1

CVA-59. На гладкой палубе штурмовики класса VA фирмы Рипаблик NP50, один из них стартует с левой передней катапульты

В результате ВМС удалось завершить не только постройку больших авианосцев, заложенных еще во время войны, но и 14 июля 1952 г.заложить ударный авианосец CVA-59 — первый корабль нового, послевоенного поколения. В честь бывшего министра ВМС, ставшего министром обороны США — Джеймса Форрестола, кораблю присвоили его имя. Полное водоизмещение «Форрестола» должно было составить около 80 тысяч тонн, на него должны были базироваться 75-85 самолетов и вертолетов новых типов, в том числе носителей ЯБП.

Краткое описание развития авианосцев ВМС США на заре атомной эры способствует пониманию особенностей создания главного калибра «Форрестола» — палубного атомного носителя, которым стал самолет Дуглас A3D «Скайуорриор» (Skywarrior — Небесный воин).

Ядерный монстр А-3 «Skywarrior». Часть 1

Ударный авианосец CVA-59 «Форрестол». На палубе десять самолетов A3D

Статья была опубликована в февральскомномере журнала «Наука и техника» за 2015 год

Источник: naukatehnika.com
Оставить комментарий

Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie и Политикой конфиденциальности Принимаю

Privacy & Cookies Policy