Содержание страницы
Давно уже бурлит везде эта тема. Потом еще артист разговорного жанра Алексей Щербаков выступил с монологом "Почему я должен научить ребенка, а не школа" (который разошелся по многим женским пабликам). А добило всех дистанционное обучение, когда вдруг выяснилось, что многие дети неспособны учиться самостоятельно.
И у каждого человека есть свое мнение, почему вдруг это произошло, почему раньше родители не особо сидели с детьми за уроками, а сейчас это норма.
У меня тоже есть мнение
Две причины этого явления:
50% — дети потеряли самостоятельность
50% — слишком дох**на стало умных в системе управления образованием
Доклад по первому вопросу
А вы заметили, что дети теряют самостоятельность? Эта дикая гиперопека сгубит не одно поколение.
Как раньше было (хоть когда раньше) — в первом классе мамка учит стих со своим чадом, так как оный еще не умеет читать и путает буквы. Перешел во второй класс — учишь стих сам. Никто не звал — "Мамо! Мну стих задали, пошли учить!". Более того, родители иной раз и не знали, что дитю этот стих задали. Сам сел и выучил.
Смотришь на родителей, гуляющих с детьми:
— Туда не лезь, здесь аккуратно, вот тут нужно перешагнуть, дай шнурки завяжу, штаны подтяни, дай соплю вытеру, вот здесь аккуратней.
А лоб то уже с мамкин рост. Ему впору о мамке заботиться, а не наоборот. А она до сих пор с ним поделки в школу делает, кораблики выстригает, домашнее задание в книжке показывает.
(а вечером в чатике жалуется, что в школе слишком много задают).
— Ой, упал. Штаны порвал. Не реви, мы завтра новые тебе штаны купим!
А дите ревет. Он же не знает, что раньше бы за это получил затрещину, так как порвал штаны (а штаны батины, естественно, он еще в них в школу ходил). А в следующий раз, когда ребенок снова порвал штаны, он незаметно, чтобы не влетело от мамки, берет нитку с иголкой и в уголке зашивает эти штаны.
Сколько сейчас детей умеют правильно использовать нитку и иголку? Им сейчас нельзя, они как деревянные солдаты Урфина Джюса.
Или вот другой пример, много у нас сейчас детей до пятого класса могут приготовить себе пищу на газовой плите? Много парней знают, с какой стороны подходить к топору, рубанку и молотку?
Это раньше, прибежал из школы (сам, без родителей), взял топор и друганом пошел в лес. Насобирал там шишек, коряг всяких, пришел домой и сделал поделку, смастерил самокат, склеил воздушного змея.
А сейчас детям звонят:
— Ты дошел? Ты ноги не замочил? Дорогу переходи аккуратно. Когда пойдешь — позвони, я встречу.
Думаете жизнь более опасной стала, что нужна такая гиперопека? Но ведь как-то пережили конец 80-х и 90-е.
А до этого еще целое поколение выкарабкалось из послевоенного времени.
Вот так рассказываешь детям на уроке, мол, раньше, когда требовалась рабочая сила, шли на работу в 12 или там в 14 лет. А потом понимаешь — этот себе молоток на ногу уронит, этот проспит (мамка не разбудила), этот вообще жаловаться пойдет, что его заставляют чего-то там делать.
Обратите внимание — меньше всего жалоб на "я не успеваю помогать своему ребенку" в тех семьях, где дети самостоятельны. Конечно, где-то нужно помочь и подростку, но это должен быть редкий случай.
А родителям сейчас некогда заниматься воспитанием детей и учить их простейшим жизненным премудростям. Родители сейчас или до головокружения зарабатывают деньги (чтобы летом съездить на море, как все), или уткнутся в свои телефоны и одноклассники. В редкой семье есть время на то, чтобы сходить в поход, сделать скворечник, собрать мопед.
Доклад по второму вопросу
Сейчас в нашем образовании уже устроено так, что учитель просто лишен всякой самостоятельности. Ему нельзя думать в сторону. Если он думает в сторону, он плохой учитель. А если всё исполняет, что указано в бесконечных инструкциях, рекомендациях и распоряжениях, то он хороший учитель. Но это, естественно, для органов управления, а не для учеников.
Вы думаете откуда растут ноги от бесконечных домашних заданий, проектов, конкурсов? Они растут оттуда, где нужно показывать очень бурную деятельность, чтобы не лишиться теплого местечка.
Это раньше было:
— Чё задали?
— Стих выучить и упражнение написать.
— Сделал?
— Сделал.
А сейчас всё изменилось. Учитель уже и не знает, как выстроить урок, чтобы удовлетворить всех. В результате, для полного исполнения программы, он выдает:
Два упражнения, стих, поделка на конкурс, проект, еще один проект (по другому предмету), сочинение, онлайн-викторина.
И учитель не может не задать — с него это требуют.
Ради прикола загляните в современные учебники и, хотя бы, в учебники 90-х.
К не очень правильным учебникам добавились еще бесконечные конкурсы, викторины, проекты, выступления.
А еще всякие оркисэ и прочие факультативы с бесконечными классными часами, которые обязательно нужно выдать, так как требуется отправить отчет с фотокарточками.
Дайте ребенку просто учиться и отдыхать от учебы!
Не дадут.
А почему?
Если учитель с помощью учеников не будет во всем этом участвовать, то он будет "плохим учителем". А его зарплата напрямую зависит от телодвижений. В большинстве регионов эта зарплата и так позорная.
***
А представьте, когда первая проблема соединяется со второй. Вот это у нас и получилось.