Dragon Age всегда занимала странное место в истории BioWare из-за трудной творческой судьбы. Из-за этого у серии ролевых игр так и не сформировалось собственное лицо. Первая часть была одним из примеров производственного ада в индустрии, но предлагала темное фэнтези, вдохновленное «Песней льда и пламени» Джорджа Р. Р. Мартина.
Сиквел был разработан в рекордно сжатые сроки и существовал исключительно по той причине, что топ-менеджерам EA понадобилось прикрыть дыру в финансовых отчетах. В результате мы получили вторичную историю, в рамках которой предлагалось раз за разом зачищать одно и то же подземелье с измененными текстурами.
Inquisition вообще не развалилась только благодаря чуду, ибо BioWare воевала с графическим движком Frostbite, навязанным ей дорвавшимися до власти лидерами DICE, а также пыталась переделать ММО в одиночную игру. Как результат — игра выглядела так, словно половину локаций стоило бы вырезать без всякой потери качества для итогового результата.
Dragon Age: The Veilguard должна была стать для студии пресловутым «возвращением к форме». BioWare хотела создать её по уму — заранее распланировав процесс и избегая переработок. Однако мы получили проект спустя 10 лет и как минимум два полных перезапуска производства, когда репутация BioWare опустилась ниже плинтуса из-за провалов Mass Effect: Andromeda и Anthem.
Финальный результат не принесет удовлетворения преданным фанатам серии, ибо современная EA упорно пытается охотиться за некой аморфной «современной аудиторией». Вместо суровой истории про кровавую борьбу с эльфийским богом обмана Фен'Харелом мы получили фиолетово-неоновую и очень беззубую сказку, в которой главные герои занимаются коллективной психотерапией.
Ролевую игру всегда встречают с вешалки — то есть с редактора персонажей. В случае с The Veilguard его словно перенесли из The Sims. Но при всем многообразии настроек велик шанс того, что на выходе получатся уникальные уродцы, мужеподобные женщины и существа неопределенного гендера*. Особенно это касается попыток создать для предыстории Инквизитора из триквела, который почему-то может быть исключительно афроамериканцем либо пакистанцем. Уши эльфов здесь напоминают крылья дельтаплана, которые сложно спрятать даже за пышной шевелюрой. Ну а кунари переделали в четвертый раз подряд, превратив их в форменных кракозябр.
Зато при желании можно отрегулировать степень витилиго, костлявость, размер мочек ушей или дряблость кожи, а также подарить персонажу пухлые щечки, которым позавидует сама Элой. При этом местные небинарные* женщины щеголяют маленькой грудью при максимально выкрученном ползунке, завидуя обвисшим сиськам бинарных мужиков. Кроме того, на Тедасе (это там, где царят средневековые порядки, а персонажи святят желтыми зубами) изобрели пластическую хирургию, поэтому можно ходить со шрамами после операции по удалению той самой груди.
Другая проблема — карикатурные пропорции тел. По какой-то причине художники BioWare решили удариться в гротеск, благодаря чему персонажи могут похвастаться широкими плечами и огромными головами. Выглядит это довольно нелепо. Авторы словно приказывают аудитории перестать пускать слюни на свои творения. Перед вами — «суровая» современная репрезентация по всем канонам DEI-пропаганды.
После многочасовой пытки редактором персонажей разработчики окунают игрока в пучину драматических событий. Вот только если Inquisition плавно подводила к тому, что следующая часть будет посвящена войне с Соласом (он же Ужасный волк, он же Фен'Харел) и его армией эльфов, то разработчики The Veilguard со старта машут перед лицом комбинацией из трех пальцев.
События стартуют на территории империи Тевинтер, где правят маги. Главный герой — местный бунтарь по кличке Рук, которого HR-менеджер Варрик подбирает во время охоты за Ужасным волком. В ходе стычки с Соласом, который пытается разрушить Завесу между реальным миром и Тенью, остроухого злодея удается нейтрализовать и заточить. Однако на волю выбираются эльфийские боги.
Гном-арбалетчик получает ранение, поэтому руководство берет протагонист, который должен собрать новую команду героев с глубокими душевными травмами и в итоге возглавить «суицидальную» атаку (методичка Mass Effect 2 всегда при нас). Никакого бомжевания на руинах Скайхолда или трагической судьбы обычного селянина — с первых кадров вы суперзвезда. Включай TikTok, Рук, нас ждут великие дела!
Разработчики сразу плюют на наследие из трех частей и даже финал Inquisition. Почти все принятые игроком решения признаны несущественными и отправлены на помойку, оставляя дыры в сюжете (куда запропастилась армия сторонников Соласа среди эльфов?), потому что в BioWare решили окучивать «новых игроков». Правда, на неподготовленные головы сценаристы тут же обрушивают лавину из терминов и многочисленных фракций, действующих на территории Тедаса.
Выбор одного из трех классов практически не влияет на игровой процесс. Маг, Воин и Разбойник имеют по три подкласса, которые скорее ставят на стихийный урон, чем на реальное боевое разнообразие. Дело в том, что персонажу затем разрешено развиться в любую из доступных веток — вы ограничены только 50 уровнями, а при желании можно полностью сменить билд. Проблемы может вызвать только местная система поиска и прокачки оружия за счет нахождения в случайных сундуках дублей текущего оружия. Из-за этого вашему огненному магу придется бегать с посохом на морозный урон.
Кроме обычных и сильных атак, которые можно встраивать в комбинации, а также усиленной атаки, которую нужно заряжать (вроде броска щитом или ударной волны), вам доступны специальные умения, требующие времени на перезарядку. Так, Воин может пинать противника ногой в прыжке, наносить урон по площади и призывать некое подобие молнии. Разбойник предлагает примерно то же самое, но вместо бросания щита пришла механика стрельбы из лука, когда нужно ждать перезарядки стрел в колчане.
В обоих вариантах нельзя прицеливаться левым триггером и стрелять правым — все выполняется одной кнопкой. На практике оба класса мало отличаются друг от друга с точки зрения повторяемости базового геймплея: вас ждут те же парирования и уклонения, за которыми следует комбинация из нескольких слабых и одного сильного удара, которые повторяются до тех пор, пока не накопится энергия для спецприема.
Что касается Мага, то его в The Veilguard нещадно кастрировали. В предыдущих частях большой акцент делался на атаках по области, однако теперь не разрешено задавать угол или область атаки. В результате навыки (вроде стены огня) в местных реалиях практически не работают. Дошло до того, что у Мага имеется альтернативное оружие в виде кинжала, из-за чего он превращается… в подобие Разбойника.
Умения и их сила варьируются от выбранного вами дерева навыков из секции прокачки, а на 20-м уровне открывается одна из трех специализаций. Еще несколько пассивных способностей можно получить, установив до трех камней в особый кинжал.
Разработчики выдали в нагрузку семь спутников, но их ветки умений выглядят еще более скромными. Теперь у нас калька на поздние части Mass Effect. Брать товарищей под прямое управление нельзя — только отдавать простенькие команды и выбирать их дополнительные способности. Некоторые из них объединяются в комбо, но и эта система также сильно урезана.
В результате никакой геймплейной глубины в сражениях нет, а тактическая пауза выглядит как лишний аппендикс для минимального контроля за ИИ союзников. Поэтому одного из напарников можно со спокойной душой превратить в бонусную аптечку для сложных сражений, ибо противники тут способны забороть исключительно за счет жирной полоски здоровья.
Со стороны The Veilguard выглядит как очередная souls-like-игра, в которой нужно много перекатываться, ожидая отката таймера навыков. Это актуально как для Воина, так и для Разбойника с Магом, хотя последнему еще и приходится периодически наносить атаки для более быстрого восстановления шкалы маны и бегать от оппонентов по всей арене (агро-система тоже подверглась урезанию), которые тут иногда очень маленькие.
При накоплении достаточного уровня ярости можно провести суператаку, способную ополовинить щит местных боссов или аннигилировать элитных противников. У Воина это выглядит как ярость бешеной гориллы, а Маг стреляет лучом смерти.
Впрочем, Dragon Age: The Veilguard максимально дружественно относится к игроку. Разработчики заботливо раскидали по аренам зелья для восстановления здоровья, а сундуки с лутом тут расставлены так, чтобы стимулировать рефлексы слюноотделения каждые пять минут.
Апофеозом упрощений можно назвать местные загадки. Многие ругали последние две части God of War за бесконечные подсказки спутников, однако BioWare предлагает головоломки, решение которых находится буквально в паре метров от цели.
Что касается работы с миром Dragon Age и персонажами, то The Veilguard напоминает посредственный фанфик от людей, которые поверхностно знакомы с первоисточником. Местный «перенос событий» из прошлых частей дарит лишь пару минут фан-сервиса, ибо авторы презрительно относятся к старым фанатам.
Символом нового подхода стала сцена из начала игры, в которой Бьянка — легендарный арбалет Варрика — разлетается в щепки. Ну а над появлением позитивно-веселой Морриган издеваются даже сам герой и его напарники.
Главные злодеи ведут себя как карикатурные персонажи мультфильмов 80-х годов прошлого века и фактически являются калькой Корифея из Inquisition, возведенным в куб. Соответственно, их планы постоянно срываются, после чего отряд празднует победу до следующего кризиса.
Однако большую часть времени вы будете не исследовать местный мир, но заниматься психотерапией с сопартийцами. Потому что вопросы гендерной идентичности* и корректного употребления местоимений* куда важнее, чем борьба с двумя сумасшедшими божками, наводящими панику на местные города.
Наиболее ярким проявлением данного подхода стала кунари Тааш — небинарная* дура, к которой все стараются относиться максимально уважительно, пока та оскорбляет окружающих. При более тесном знакомстве с ней можно легко стать радикальным гомофобом, из-за чего в Сети пользуются популярностью гайды о том, как убить раздражающую охотницу на драконов в финале. Впрочем, и сама концовка The Veilguard не вызывает ничего, кроме гомерического хохота из-за идиотских откровений и «внезапных» роялей из кустов.
Заметно и то, что проект переделывали несколько раз. Создается ощущение, что был вырезан огромный кусок размером с отдельную игру, в котором главный герой в кампании Варрика охотился за Соласом. Герои то и дело вспоминают о былых подвигах и приключениях. Встречаются и ляпы в диалогах, когда персонажи начинают обсуждать факты, которые они не могли знать в принципе.
Ролевого отыгрыша нет никакого — тут ситуация даже хуже, чем в Andromeda, ибо разрешено отыгрывать только позитивно-нейтрального персонажа, который криво ухмыляется, стоя в героической позе, и изредка срывается на какого-нибудь продажного политика-капиталиста. А при всех обещаниях множественного разврата романтические линии не выходят за рамки неловких поцелуев из школьных времен пополам с максимально кринжовым обменом фразами.
Несколько реабилитирует BioWare только механика с изменением характеров ряда сопартийцев. Большинство принятых по ходу кампании Руком решений не имеют никаких последствий, однако в определенные моменты приходится идти на жертвы. И тогда один из персонажей может обидеться, в результате чего навыки поддержки блокируются, а атакующие становятся сильнее. Но опять-таки, такое будет происходить только с товарищами, на которых игроку будет плевать с высокой колокольни.
К проработке местных достопримечательностей тоже есть вопросы. BioWare несколько игр подряд заманивала баснями о таинственных землях на севере, но увиденное вызывает недоумение. Минратоус — столица Тевинтера, выглядит так, словно в игру по ошибке добавили город из вселенной «Звездных войн». Над зданиями зависла боевая космическая станция, а на улицах повсюду видны голографические вывески. В качестве бонусов периодически звучит саундтрек с синтезаторами в духе Mass Effect.
Другая крайность — ночной город Тревизо, который выглядит как сборная солянка итальянских городов из Assassin’s Creed II. Живут в нем ассасины-мафиози, угарающие по кофе, который они заедают ризотто пополам с хачапури. Конечно, местами остались элементы сурового средневековья с изувеченными чумой телами и пятнами крови, но они легко сменяются яркими пейзажами и комфортными поединками с представителями сил зла.
Само наполнение локаций получилось достойным. Многие жалуются на коридорность в стиле God of War, но она проявляется только в сюжетных миссиях. На практике BioWare просто избавилось от бессмысленных полей Inquisition, предложив более компактные, но заполненные деталями уровни. Имеются и элементы метроидвании, когда для попадания в заблокированные места в группу необходимо добавить напарника с уникальным навыком.
Где Dragon Age: The Veilguard расцветает всеми цветами современных технологий — это в художественном оформлении и графике. Потрясающее по проработке окружение, в котором радуют глаз зеленые луга и прозрачные ручьи, сменяющиеся забитыми Скверной деревнями. Даже нелепые местные города выглядят очень атмосферно и внушительно, предлагая заодно контраст между роскошными дворцами и нищими улочками. Удались также различные эффекты окружения — симуляция ветра, погодные явления, разлетающееся на щепки окружение.
Отдельной похвалы заслуживает новая технология отрисовки шерсти и волос, которые стали бы украшением любой рекламы шампуня от перхоти. Блестящие и шелковистые, красиво разносящиеся в экшен-сценах на камеру. Поблагодарим же за эту прекрасную инновацию создателей EA Sports FC 25 (!!!).
Отдельно стоит выделить очень достойную оптимизацию ПК-версии. Проблемы могут возникнуть только при наличии графического ускорителя с 8 Гб видеопамяти. Игра неадекватно оценивает возможности системы, что может вылиться в проблемы с подгрузкой текстур, из-за чего иногда персонажи начинают пугать размытыми костюмами. Смена настроек на средние может решить данный баг, но тогда могут возникнуть подвисания.
Dragon Age: The Veilguard — это красочная, но абсолютно проходная игра, в которой отсутствует хоть какая-то глубина. Она не только разочарует поклонников прошлых частей, но и не подарит большой радости новым, ибо высокотехнологичная графика и яркие специальные эффекты не в состоянии заменить проработанную историю.
Ну а сборище местных обиженных нытиков, которые вместо спасения мира пытаются убедить аудиторию в прелестях «прогрессивной» идеологии, вызывает лишь отторжение. Да и смысла в погружении в новое творение BioWare нет, когда на рынке за последние пару лет вышли Baldur's Gate 3, Cyberpunk 2077: Phantom Liberty и Warhammer 40, 000: Rogue Trader.
* движение ЛГБТ признано экстремистским и запрещено в РФ