Nihon Falcom — одна из старейших японских компаний, занимающихся jRPG. По влиянию на жанр она лишь немного уступает Square Enix. Отличие только в том, что Final Fantasy довольно быстро стала мейнстримовой, тогда как команда из Татикавы сфокусирована на бюджетных разработках, окучивая японский рынок. Несмотря на это, в последние годы на Западе выросла популярность ее двух основных серий — Trails и Ys. Нюанс в том, что постороннему человеку погрузиться в них проблематично.
Фишкой Trails стал взаимосвязанный сюжет, который разработчики распланировали на десятилетия вперед, а каждая игра из линейки ссылается друг на друга. Ys — это полноценный мастодонт и столп jRPG, который по количеству игр уступает только вышеуказанной Final Fantasy. С наскока к ней не подобраться.
Поэтому Ys X: Nordics выглядит как наиболее удобная точка для погружения во франшизу. Да, в ней имеются отсылки, но сама история и выбранный сеттинг вполне самодостаточны. Кроме того, в Nihon Falcom решили перетрясти основы геймплея, заодно предложив игрокам полноценную механику исследования большого мира на военном корабле.
События Nordics стартует спустя несколько недель после Ys II. 17-летний авантюрист Адол Кристин вместе со своими друзьями — силачом Доги и доктором Флэром — попадает в залив Обелия, который контролируют пираты-норманны.
Застряв в городке Карнак, герой становится свидетелем атаки бессмертных Григров, которые разрушают островной город и похищают местных жителей. Чудом сбежав на корабле "Сандра", Адол заручается поддержкой Балтийского флота норманнов вместе с дочкой местного ярла Карьей, став ее "братом по щиту". Им предстоит спасти обитателей залива и нейтрализовать угрозу.
Для постороннего человека описание сюжета выглядит вполне стандартно. Но для фаната серии со стажем пересказ способен вызвать истерику. Как уже говорилось, Ys — очень древняя серия, насчитывающая множество игр. И естественно, за эти годы разработчики успели не только пройтись по всем основным клише, но и неоднократно их повторить. И в Nihon Falcom все прекрасно понимают.
Дело в том, что Адол — это ходячий мем, суперпозитивный герой и борец за все хорошее против всего плохого. Его отличительной чертой является патологическое невезение в обращение с водным транспортом, из-за чего он постоянно терпит крушения и оказывается выброшенным на неизвестном берегу в бессознательном состоянии, где его обычно находит какая-нибудь девушка. Решение поручить юноше управление кораблем звучит как абсурд. Но это работает!
Клише никуда не делись, поэтому вы найдете все основные стереотипы японских персонажей, включая девочку, маскирующуюся под мальчика, и боевитого канючащего парня, над которым все доминируют. Сверх этого разработчики отсыпали своих очень странных представлений о культуре норманнов. Самым смешным результатом стало имя "Карья" (Karja), которое с финского можно условно перевести как "Корова".
Впрочем, за историей следить все равно интересно, ибо хватает интересных поворотов. Кроме того, тут интересно обошлись с финальным боссом, который не является злом во плоти.
Геймплей делится на три основные части. Во-первых, это обновленная боевая система. Некоторые западные обзорщики на релизе азиатской версии Ys X в 2023 году почему-то пытались проводить параллели с Dark Souls, но это не так.
Ложное впечатление могло сложиться из-за того, что в самом начале главным героям доступно ограниченное количество флаконов с зельями и ланч-боксов (дают регенерацию здоровья на 100-300 секунд), которые еще и необходимо восполнять. Но очень быстро их запас раздувается, а по мере прокачки игра становится только проще, из-за чего больше всего проблем вызывал один из ранних боссов.
История проекта
- 15.10.2024 Состоялся релиз демоверсии Ys X: Nordics, ПК-порт получил эксклюзивный кооператив
- Посмотреть все
Особенность в том, что Адол и Карья за редким исключением действуют парой. Согласно задумке, девушка должна пробивать броню своими ледяными атаками, после чего нужно переключиться на красноволосого авантюриста, который специализируется на чистом уроне.
На практике все менее сбалансировано, что заметно по тому, что на стандартном уровне сложности уворот практически не нужен. Гораздо эффективнее стоять в вечном блоке и спамить совместными атаками героев. И куда удобнее облачить дочь ярла в более прочную броню, жертвуя эффективностью уклонений.
Сами сражения получились эффектными и веселыми, из-за чего по увлекательности их можно сравнить с какой-нибудь Diablo, когда вы забегаете в толпу врагов и начинаете выбивать из тушек горы ресурсов.
Каждый из персонажей может получить по четыре навыка, сверх которых доступны еще четыре совместных. Некоторые из них прокачиваются, другие можно получить за выполнение заданий, у торговцев или разблокировать по мере прокачки.
Определенный элемент тактики присутствует, хотя это все же более актуально для высоких уровней сложности. Атаки обладают разными эффектами и их можно объединять в комбо. Скажем, одна из них стягивает врагов в одно место, другая — разбрасывает, третья позволяет жонглировать оппонентом и так далее. Учитывая, что большую часть Ys X занимает именно зачистка локаций и подземелий от различных врагов, с этой задачей они справились отлично.
Но куда больше удивляет наличие боевого корабля. Для исследования нам доступна большая карта, поделенная на несколько регионов. В каждом из них есть несколько основных и побочных островов и различные активности, включая наземные и морские сражения, рыбалку, зачистку подземелий, побочные задания, поиск сокровищ, открытия обелисков с фрагментами лора и так далее.
Сама механика реализована очень дешево и местами очень примитивно, но при этом ничего не раздражает. Корабль умеет таранить вражеские суда, обстреливать их несколькими типов боеприпасов, выставлять защитный щит, а под конец он вообще начинает стрелять лучом смерти.
В некоторых аспектах творение Nihon Falcom даже умудряется превосходить Skull and Bones! Японцы добавили полноценный штурм фортов и абордаж других кораблей (пусть и очень своеобразно), чего современная Ubisoft в своем проекте АААА-уровня реализовать не смогла. Парадокс? Парадокс!
Третий столп Nordics — это социальный аспект, который традиционен для многих японских jRPG. "Сандра" выступает в качестве мобильной базы Адола и Карьи, а экипаж корабля постоянно пополняется за счет спасенных жителей Карнака, которые также открывают дополнительные улучшения, магазины и другие возможности.
Ресурсов в Ys X на все нужно очень много. Игрок может варить зелья, готовить ланч-боксы, организовывать ужины для экипажа (наделяют корабль пассивными бонусами,) прокачивать экипировку, создавать магические камни для усиления персонажей… И конечно, общаться. Очень. Много. Общаться.
Ветераны индустрии вываливают на игрока километры текста и часы озвученных диалогов, вот только на 80% эта болтовня состоит из воды. С другой стороны, она позволяет прикипеть к этим стереотипным, но таким разношерстным персонажам.
Если хочется прокачать отношения с соратниками на максимум, то нельзя пропустить ни один из диалогов. Вот только всю игру создавалось ложное впечатление, что для этого достаточно выполнять персональные квесты. С ног на голову все перевернула только финальная часть.
Некоторые переговоры доступны только во время заплыва по заливу. Но создатели не предусмотрели в этом режиме возможность пропуска реплик кнопкой, из-за чего приходится мириться с очень длинными паузами (ускорение через настройки влияет только на обычные диалоги). Вы гораздо быстрее приплывете к месту назначения или вступите в бой, после чего все переговоры отправятся в архив.
Самая слабая часть Ys X: Nordics — это визуал. Да, студия обновила свою технологическую базу. Однако тотальная экономия заметна невооруженным глазом. Персонажи получились вполне детализированным и экспрессивными, однако анимации очень ограничены, из-за чего герои то и дело крутятся по стойке смирно на пятках или стоят в неестественных позах.
Часть наработок также не удалось реализовать в полной мере. У главных героев есть особые стихийные атаки по области, которые нужны для решения ряда головоломок. Адол умеет сжигать корни, а Карья — замораживать воду, образуя платформы. Вот только механика применяется очень редко. Пожурить можно и случайные стычки с одинокими вражескими кораблями, которые встречаются только в стартовом регионе.
Куда сильнее расстраивает окружение. Большинство локаций — это низкополигональные зеленые поля и пляжи со скалами на фоне примитивной водной глади. Запоминающиеся места в игре есть, но их можно пересчитать по пальцам одной руки, а попадаются они во второй половине кампании.
С глобальной картой все обстоит еще хуже. Острова и местные достопримечательности выглядят так, словно они прибыли прямиком из игр с PlayStation 2 (мы не преувеличиваем). Да и качество воды оставляет желать лучшего.
Я проходил Ys X: Nordics на Nintendo Switch, где она смотрится еще хуже. Эффекты были урезаны, что особенно ударило как раз по водной глади, а также по освещению. Многие объекты прорисовываются буквально перед носом, что только обостряет проблему низкой детализации.
При всем при этом игра начинает серьезно подтормаживать и даже подвисать, когда на экране начинается светопреставление. В версиях для ПК и консолей PlayStation не сильно лучше — та же дальность прорисовки является для японцев явно каким-то индустриальным стандартом.
А вот саундтрек, который совмещает в себе микс из классических инструментов пополам с электрогитарой, удался. Самое главное — за 50 часов прохождения рядовые композиции вообще не надоели, что стоит признать достижением.
В Азии игра вышла еще осенью 2023 года. Западный же релиз отличается за счет английской локализации. Скажем прямо — ожидание того не стоило, ибо подбор голосов оказался отвратительным. Особенно неприятно звучит Адол, который заставляет вспомнить про все дешевые локализации дешевого аниме разом. Не мучайте уши и включайте японские голоса.
Кроме того, я не могу полагаться за точность самого перевода, ибо персонажи периодически любят порассуждать про дискриминацию. В контексте некоторых из них это выглядит особенно нелепо.
Ys X: Nordics — это грамотное развитие долгоживущей серии, а также прекрасная возможность для новой аудитории познакомиться с ней поближе. Достаточно сказать, что это первая jRPG, которую я смог пройти до конца.
Но стоит все же умерить ожидания, ибо у Nihon Falcom все же нет огромных бюджетов уровня Square Enix. Да и культурный багаж из японских традиций накладывает свою специфику. Если вас это не пугает — то добро пожаловать на борт "Сандры".