Первая часть Frostpunk была весьма специфическим гибридом градостроительной стратегии и симулятора выживания в антураже, напоминающем викторианскую Англию конца XIX века. Игрок управлял поселением во время морозного апокалипсиса, и главной задачей было не только пережить суровые холода, но и суметь сохранить власть, принимая различные решения, где выбор часто делался между двух зол, а порой даже приходилось принимать бесчеловечные законы. Несмотря на большое разнообразие вариантов развития города, почти все они так или иначе приводили к проигрышу, а игра имела очень ограниченный набор "правильных" ходов, которые требовалось делать в строгой последовательности и в определенное время. В ином случае победа была маловероятна. Все это заставляло игроков постоянно начинать с начала и искать "идеальный" вариант самому или на специализированных сайтах.
Разрабатывая сиквел, авторы постарались расширить рамки "правильных решений" и позволить игрокам построить свою утопию, которая может быть не похожа на другие.
Основная кампания Frostpunk 2 поделена на главы, внутри которых есть глобальные цели и множество мелких задач для продвижения по сюжету. История, как и в первой части, простая. Действие происходит во всем том же Нью-Лондоне, спустя 30 лет с момента "великой бури", к которой готовился Капитан из первой части. Ему на смену приходит некий Стюард — он должен возглавить увядающее поселение и не просто обеспечить людям защиту перед наступлением новых холодов, но и разобраться с некоторыми идеологическими спорами. Придется возводить различные постройки, принимать важные политические решения, исследовать технологии и продвигать законы в зале заседаний совета.
В местном парламенте собираются представители разных фракций со своим видением будущего и идеологией — на этом основывается система принятия законов и правил. Население города разделено на группы неравномерно, а сама пропорциональность динамическая и зависит от того, как игрок с ними взаимодействует. Фракции напрямую влияют на общее доверие жителей к Стюарду, поэтому пренебрегать даже малыми партиями не стоит. В данном аспекте кроется огромный пласт игровых механик, завязанных на отношениях с главами фракций — от того, кому Стюарт дал обещание, а кого, наоборот, проигнорировал, будет зависеть не только настроение народа, но и возможность принятия тех или иных правил.
На собрании при выборе закона за него должны проголосовать. Если идея соотносится с интересами определенной группы, ее представители поддержат закон, тогда как остальных придется убеждать, давать им обещания или идти на уступки. Все это находится в активной динамике и может иметь далеко идущие и неочевидные последствия. Самих опций и вариантов так много, что на их описание не хватило бы никакого обзора.
К слову, при выборе иконки той или иной фракции раздаются голоса толпы, интонации которой зависят от уровня доверия к Стюарду.
Запустив все базовые процессы, вроде добычи топлива и стройматериалов, а также наладив вопросы с жильем и организацией производства, можно начать исследовать местность за городом. Во второй части разработчики дают возможность основывать дополнительные колонии, и вокруг этого будут построены некоторые сюжетные задачи.
Frostpunk 2 сохраняет лютую хардкорность, хотя кажется более доступной и понятной. Даже сами авторы предупреждают, что здесь часто придется начинать сначала, и это естественный для игры такой процесс. Развитие многих решений сложно предсказать.
Помимо принятия законов и приоритета в исследованиях, игрок решает некоторые проблемы в виде небольших текстовых квестов. В них описывается определенная ситуация и на выбор дается несколько ответов. Сами по себе эти решения могут не иметь каких-то последствий сразу или в короткой перспективе будут казаться позитивными, но часто тянут за собой события, которые постепенно влияют на другие моменты, словно падающие друг за другом доминошки. Нередко решение одной проблемы приводит к другой, а та — к третьей. События развиваются буквально как "снежный ком". Ну а постоянные выборы "из двух зол", кажется, вообще не имеют позитивных исходов. Например, помогаешь одной части жителей — расстраиваются другие, а сам процесс исправления каких-то ошибок может привести к непредвиденным неблагоприятным результатам. Когда проигрываешь раз за разом, в какой-то момент приходит осознание, что нужно начать всё сначала.
Несмотря на то, что игра поделена на главы, обозначения которых есть в меню, перезапускать их оттуда нельзя. Frostpunk 2 делает автоматические сохранения с пометкой "Chapter Save", и в целом этого может быть достаточно, но сохранение можно случайно перезаписать или удалить. Почему разработчики не сделали свободный выбор глав, остается загадкой.