«Как было хорошо раньше и как плохо сейчас!» — данное утверждение наверно живет во все времена, но все больше становиться актуально в данное время.
В те времена, когда Нижегородская область была еще Горьковской, почти по всей территории области были большие артерии УЖД. Были они и в Воскресенском районе и уходили в сторону города Бор и большая разветвленная часть в сторону Уренского района.
Еще до начала 90-х годов линии ужд стали разбирать с целью сдать все на металл. Минутная финансовая нажива просто убила огромный кусок истории, который бы сейчас мог бы приносить деньги, но только в карманы тех, кто пилил и сдавал металл, а прибыль могла бы идти в бюджет государства.
Ветка УЖД из Воскресенского района в Уренский район насчитывает порядка 80км пути. Это большой путь, который мог бы стать интересным туристическим маршрутом с кучей остановок. Но на данный момент сохранилось только направление, путь, который разбит лесовозами просто напрочь.
В некоторых уголках нашей огромной Родины, теме УЖД уделяют не мало времени и средств, которые потом с лихвой окупаются.
Находил несколько отчетов о проходе данного маршрут на внедорожниках и велосипедах. Но все отчеты очень старые по давности. По сути если главы двух районов (и частично Краснобаковского муниципального округа) объединят усилия и каждый будет отвечать за свой участок пути можно сделать интересный туристический маршрут, который можно было бы пройти пешком, или на велосипеде с удовольствием. Нужно лишь только местами выровнять местами дорогу, где-то подсыпать и восстановить мосты.
Так как тема УЖД мне очень близка пост получился очень большим и больше уже поход на статью, которая в формат Телеграма никак не убирается. И кому интересно продолжить чтение о знакомиться с готовым маршрутом можете ТУТ.
Об этом пути я уже ранее писал короткий пост — https://vk.com/wall-73961876_13743
На всем пути можно сделать несколько интересных стоянок и ответвлений, чтобы маршрут состоял ни только из природы, но и из исторических мест.
Деревня Красные Поляны 56.848056, 45.774167
Урочище Ноля 56.860069, 45.750150
Урочище Красная Новь 56.882354, 45.763808
Поселок Северный 56.957843, 45.829362
Урочище Шапша 57.071111, 45.967500
Урочище Боровка 57.134167, 46.101389
Атазик 57.436011, 45.964361 или выход сразу в поселок Арья 57.484268, 45.962837
И тут наверно сразу логический здравый вопрос: «А в чем выгода для района от этой затеи?
1) Можно спланировать несколько больших точек где можно организовать платные услуги по проживанию туристов, которые бы захотели отдохнуть одну ночь в комфорте и помыться. Так как данный маршрут рассчитан под поход с палаткой. Такими точками могли бы стать:
— поселок Северный
— деревня Старое Котомино 57.190846, 45.919055 (там просто сделать гостевую избу с баней, а так как туристы народ не прихотливый, то заморачиваться по условиям особенно не стоит, печь, нары стол, хорошая баня – более чем достаточно, чтобы вечер и ночь провести в комфорте) За это все также местные жители могли бы брать деньги с туристов.
2) Организация туров на вездеходах и внедорожниках для удобства посещений заброшенных мест и комфортного путешествия. Тут уже необходимо будет закрывать в стоимость трансфер вездехода обратно по асфальтной дороге.
3) Размещение сезонных кемпингов (палаточных лагерей) по пути маршрута, благо речущек по пути достаточно много. Кроме того, как туда могу приезжать любители природы, тишины и реклакса, также этими же услугами могли бы пользоваться, те кто пойдет по тропе Истории УЖД
4) Это также места отдыха – старта в начале Пути (поселок Красный Яр) и на выходе (поселок Атазик, или Арья). Также после выхода с маршрута хочется привести себя в порядок, отдохнуть, помыться, нормально поесть, тут также необходимы домики – приюты на которых также можно зарабатывать.
5) Восстановить часть линии УЖД в самом начале или в конце, чтобы туристы смогли прокатиться на пионерке хотя бы несколько километров. Это и им будет легче особенно на выходе, когда накапливается усталость и возможность заработать свою копейку хозяину пионерки. Условно за несколько км до начала линии ужд где есть связь туристы звонят и говорят «мы через столько-то часов дойдем до места – нужна пионерка». Пионерка подъезжает, туристы платят деньги довольные под стук колес едут дальше и снимают сторисы, чтобы поделиться в своих соц.сетях.
6) На входе и на выходе, где берет нормально интернет установить QR для оплаты пожертвования для поддержания маршрута. Поверьте, если будут на тропе созданы минимальные условия люди будут платить, ибо туристы походники все-таки сознательные люди.
На тропе можно организовать несколько фото зон с остатками различной УЖД утвари, которую удастся найти. Все-таки места – это бесплатная реклама маршрута, за счет довольных туристов.
Сделать ответвления с маршрута в заброшенные и исчезнувшие деревни. В которых будут стоять таблички с историей деревень. Также разместить навес да пару лавочек, чтобы можно было посидеть и отдохнуть, а может и встать на ночь.
Под этот маршрут оба района могут взять грант, чтобы сделать свою часть пути, с учетом подачи заявки от местных НКО, или других организаций грант выиграть будет проще, к тому же проект большой и весомый, который может вызвать общественные резонанс в СМИ.
Спокойно, не спеша этот путь пешком можно будет пройти за неделю, а то и меньше, при условии того, что дорога будет нормальная, подготовленные места отдыха, хоть какая-то ветка ужд.
Карта маршрута Истории УЖД — https://yandex.ru/maps/-/CDW366~1