Flintlock: The Siege of Dawn — новый souls-like, который совсем недавно вышел на консолях и ПК, а также вошёл в подписку Game Pass. Релиз проекта прошёл относительно тихо, да и ажиотажа, какой был после выхода Elden Ring Shadow of the Erdtree, не случилось. А зря, игра не лишена недостатков, но имеет целый ряд преимуществ, которые выгодно отличают новинку от проекта FromSoftware. Мы со всей ответственностью заявляем, что Flintlock: The Siege of Dawn не стоит пропускать, и вот почему…
Сюжет
Сюжет стартует, что называется, с места в карьер. Мы понятия не имеем, что происходит, кто все эти люди и с чем они сражаются. Между тем, битва идёт полным ходом, и, кажется, союзники проигрывают. Молодая сапёр Нор находит письмо своего товарища и учителя База, который признаётся, что ушёл на самоубийственное задание, не попрощавшись. Девушка тут же идёт к командиру и просит отправить её следом.
Близко Нор показывают нечасто
Такая сумбурная завязка вполне в духе жанра, где игроку дают лишь минимум информации, однако уже на этом этапе Flintlock: The Siege of Dawn сильно отличается от всех проектов FromSoftware. В это сложно поверить, но в игре… есть сюжет! Вам не надо читать тонны описаний предметов и слушать шизофренические бредни непонятных персонажей в мучительных попытках разобраться, что же всё-таки происходит. Экспозиция развивается достаточно бодро и вскоре всё встаёт на свои места.
Мир, в котором живёт Нор, очень похож на наш, но также сильно и отличается. Ориентировочно его можно сравнить с эпохой конкистадоров со всеми их мушкетами, мушкетонами и гранатами. Однако небольшой нюанс полностью меняет картину. Индейцы здесь стоят плечом к плечу с европейцами против главного врага всего человечества — мертвецов. Прыткие зомби лезут из треугольного портала, а битва, с которой стартует игра, — решающее сражение, которое должно положить конец многолетней войне.
Не трудно догадаться, что всё идёт не по плану. Товарищей Нор, как и её саму, без труда побеждает тот самый неубиваемый первый босс, который так часто встречается у «Фромов». После этого девушка приходит в себя в пещере, где с ней начинает общаться странного вида лис в перьях. Существо зовут Энки, и он не абы кто, а самый настоящий бог. Кстати, такой же небожитель действительно существовал у шумеров, Энки называли «владыкой Земли», хотя внешне он ничего не имел общего с лисой.
Новый знакомый объясняет, что из-за действий Нор и её союзников преграда между двумя мирами не усилилась, а ослабла. Из-за этого в мир людей хлынули не только мертвецы, но и боги, которые совсем не отличаются добродушным нравом и покладистым характером. Особенно опасен один из них — Уру, которого в срочном порядке нужно любыми средствами прогнать назад в потустороннюю Бездну.
Энки получился очень колоритным
С этого момента обучение официально заканчивается, а вы остаётесь один на один с игрой. Вернее вдвоем — Энки будет везде сопровождать Нор. Концептуально мир в Flintlock: The Siege of Dawn не открытый, но поделён на очень большие локации. Когда вы полностью пройдёте задачи на одной — автоматически переместитесь в другую. Сюжет тут — главный двигатель прогресса, а потому у вас будут как основные задания, так и побочные. На карте заботливо расставят все места интереса, а маркер постоянно маячит на экране.
Фанаты подхода Хидэтаки Миядзаки (Hidetaka Miyazaki) удивятся, но «солсы» действительно могут быть и такими. При этом играть от этого нисколько не скучнее. К тому же вы точно знаете, что не пропустили какой-нибудь имбовый амулет просто потому, что не догадались без единой подсказки использовать специальный жест рядом со статуей. Зоны в локациях разделены естественным образом крепостями или завалами камней, которые получится убрать бочками с порохом. Из-за этого мир ощущается более цельным и естественным. Это не просто набор по-разному задизайненных мест, которые соединили между собой загадочными тайными ходами, известными лишь авторам гайдов. Это структура, понятная каждому.
Благодаря этим черепам Нор быстро перемещается на очень большие расстояния. Невероятно удобно
На этом достоинства местного мира и сюжета заканчиваются. История, прямо скажем, оригинальностью не блещет, впечатляющих поворотов тоже практически не будет. Локации, приближенные к естественным земным пейзажам, быстро приедаются. Однако всё это вовсе не мешает пройти игру и получить удовольствие. За событиями легко уследить, а нормальные диалоги полностью нивелируют необходимость смотреть двухчасовые видео о том, что же там на самом деле хотел сказать автор. Главный вау-эффект — просто наличие сюжета. Также в своё время решили поступить авторы Lies of P, есть это и в Flintlock: The Siege of Dawn, за что создателям однозначно почёт и уважение.
Геймплей
Все мы понимаем, что какой бы ни была история в souls-like — она там занимает не главное место. Важнее всего — то, как это играется. Именно в геймплее разработчики-новички, стремящиеся «быть как FromSoftware», допускают больше всего ошибок.
Начнём с главного — тут есть уровни сложности. Мы уже представляем, как только что прошедшие Elden Ring: Shadow of the Erdtree хватаются за сердце, но на самом деле всё не так страшно. Более того, мы считаем такое решение оправданным. Сами по себе уровни сложности ни на что кардинально не влияют и не делают хорошую игру хуже. Напротив — благодаря масштабированию повышается доступность проекта, а значит с новинкой смогут познакомиться не только те, кто обожает страдать много часов подряд. К тому же это уменьшает негативный эффект от не самых отзывчивых парирований и плавающих хитбоксов, что привело к провалу многих других разработчиков «солсов».
Сражается Нор исключительно топорами, однако арсенал расширили огнестрелом и магией Энки. Кроме того, нашлось место трём слотам брони (перчатки, наплечник, шлем), а также гранатам и различным усиливающим камням. Поначалу доступные инструменты кажутся довольно скудными, да и атакует Нор всегда одинаково, независимо от топора. Но чем дальше, тем больше новых «пушек». Каждый топор или мушкет подходит для конкретных условий, поэтому сражения, особенно с сильными врагами, придётся планировать. А ещё в игре есть большие группы противников, что не свойственно жанру. Здесь уже приходится выбирать либо то, что бабахает по площади, либо пользоваться окружением, например, стрелять по бочкам с порохом.
Последние вообще занимают центральное место в мире Flintlock: The Siege of Dawn. Нор — сапёр, а потому взрывать что-либо вы будете довольно часто. Кроме того, Энки любезно подарит несколько специальных приёмов, увеличивающих мобильность за счёт того же пороха. Так героиня сможет быстрее уклоняться или совершать двойные прыжки, подкидывая под ноги усиленный магией порошок.
Правда есть и ложка дёгтя. Если действительно погрузиться в боевую систему, становится очевидно, что мощный огнестрел перезаряжается слишком медленно и зачастую полезен лишь до начала битвы, а разнообразные пистолеты для ближнего боя уступают самому первому — дефолтному. В итоге получается, что при обилии возможностей большинство схваток развивается плюс-минус одинаково, хотя и красиво. Картина меняется ближе к концу игры, когда открывается много дополнительных способностей, но до этого ещё нужно добраться.
Разработчики решили отойти от приевшегося увеличения статов, заменив этот способ прокачки древом умений. Всего три ветви — пистолеты, магия и бой. Навыков немного, но все они исключительно полезные. На освоение тратится репутация — аналог душ или рун. Прокачиваться разрешено не только на местных кострах, а в любой момент. Если же вы решили перестроить билд — уже изученный скилл можно забыть, вернув себе большую часть репутации.
В бою нашлось место и парированию. Реализовано оно не идеально, но всё равно остаётся рабочим инструментом. Благодаря разнообразию местной боевой системы вас не принуждают обязательно парировать всегда и везде. Это просто одно из средств, упрощающих жизнь.
У врагов часто встречаются неблокируемые атаки, но они всегда подсвечены красным сиянием. Хорошая новость в том, что такие комбо можно прервать, если вовремя выстрелить из пистолета. Ещё одна невероятная новость для большинства игр FromSoftware.
Магия Энки условно делится на два типа — расходуемые быстрые спеллы и ультимативная способность. Первые атаки не наносят большого урона, но накладывают на врагов дебаффы, которые позволяют Нор вырубить мертвяка одним красивым добиванием. Со временем потраченные ячейки восполняются сами собой. Ульта, в свою очередь, накапливается постепенно от ударов и бьёт гораздо сильнее по площади. В дальнейшем лис научится и перетягивать внимание разнообразных противников на себя, и удерживать их в воздухе, и даже оживлять Нор.
Благодаря таким перьям Энки получает новые уровни
Всё это открывает широкий простор для тактики и разнообразия. Когда Нор достаточно прокачается, сможет творить на арене настоящее шоу. Девушка носится среди врагов как угорелая, использует гранаты (которые, кстати, восполняются после отдыха), стреляет из разнообразных мушкетов, пока Энки тормозит противников, бьёт в прыжке топором, уворачивается, парирует и красиво добивает оставшихся ослабленных задохликов. На старте всё происходящее, к сожалению, скромнее, однако и в других «солсах» проблема «затыкивания одним приёмом» существует — билд на каменный щит и копье из Elden Ring Shadow of the Erdtree тому пример.
В любом случае вам придётся по максимуму использовать всё, чем владеет Нор в настоящий момент. К этому мотивирует ещё и то, что количество репутации, которое вы получите в конце битвы, прямо пропорционально тому, насколько красиво и нестандартно сражались. За каждый успешный приём героиня получает бонус. Чем больше приёмов — тем больше конечное число репутации. Однако если пропустили удар — счётчик сбрасывается. Здесь кроется одна из главных проблем игры, но не геймплея как такового, а прокачки и улучшения снаряжения.
Как относитесь к играм в жанре souls-like?
Мне нравятся все