Лучшее DLC в истории, неоспоримый хит и… смешанные отзывы — всё это про новое дополнение к нашумевшей Elden Ring — Shadow of the Erdtree. После звания игры года у оригинала кусок нового контента ждали, что называется, всем селом. Критики остались в восторге, что помогло новому творению FromSoftware сместить с трона «Ведьмак 3: Дикая Охота — Кровь и вино». Однако когда DLC стало доступно игрокам, произошло немыслимое. Игра нахватала не самых радужных отзывов и в результате в Steam у нее лишь 66% положительных оценок. Что же произошло, а главное — почему? Мы уже потратили несколько десятков часов на новинку от Хидэтаки Миядзаки (Hidetaka Miyazaki), и нам есть, чем поделиться.
Как в это играть?
Если вы не следите за игровыми новостями, будучи занятым человеком, то могли пропустить тот забавный факт, что даже купив Shadow of the Erdtree, вы не получите к нему доступ автоматически. Разработчики прямо заявили перед релизом, что для нового контента придётся победить двух не самых простых боссов основной игры.
Однако главная шутка заключается в том, что даже после успешных дуэлей с Могом Повелителем Крови и Раданом вы, скорее всего, останетесь совершенно не готовы к дополнению. В сети полно гайдов, как убить тех или иных боссов наиболее простым и эффективным способом. Для этого, зачастую, не требуется пылесосить всю карту, достаточно раздобыть парочку наиболее эффективных предметов и правильно их использовать.
Однако если ваш уровень прокачки не остановился где-то в районе 200-250 уровня, а класс не связан с ближним боем, DLC не просто заставит страдать, а станет практически непроходимым. Почему? Да потому, что у вас просто не хватит полоски здоровья. Учитывая, что Мога победил лишь небольшой процент игроков, это важная информация, которую полезно знать перед покупкой. Было бы честнее, если бы разработчики предупредили, что для DLC надо обязательно пройти основную игру целиком, или вовсе закрыли бы доступ для тех, кто не победил всех боссов. Но это сразу бы сократило продажи, а на такое FromSoftware идти не захотела.
Мессмер — один из самых неприятных боссов всего DLC
В целом дополнения всегда предполагают, что основной контент вы уже осилили. Однако с Elden Ring ситуация немного сложнее. Из-за открытого мира и возможности исследовать игру с любого «конца» до финальных титров легко добраться, не преодолев и половину из заготовленных испытаний. В коридорных Dark Souls вероятность подобной ситуации снижена, с Elden Ring всё иначе. Если погрузиться в гайды, можно и топовое снаряжение получить на старте, и сюжетных боссов победить относительно быстро. Это не читы, а та самая хвалёная свобода, из-за которой в своё время оригинальная игра и получила так много восторженных отзывов.
Теперь же описанный подход играет с разработчиками и даже в большей степени с игроками злую шутку, ведь в дополнении гораздо меньше этой самой свободы. Необязательных боссов совсем мало, а сюжетных убивать придётся в любом случае, иначе вы банально не получите доступ ко всей карте. В итоге рядовой игрок должен провести серьёзную подготовку ещё до старта DLC, а такое понравится не всем. Соболезнуем, если не пропылесосили Elden Ring вдоль и поперёк, вам придётся очень туго.
Подобным скиллом сможете овладеть и вы
Если же вы всё-таки отважились посетить страну теней и считаете себя готовым к испытаниям, вас ждёт несколько открытий. Дело в том, что разработчики пошли по пути наименьшего сопротивления и выкрутили сложность на запредельный уровень за счёт сломанного баланса. Здесь фанаты могут ответить, что DLC студии всегда были сложнее, чем основные проекты, и это справедливо. Однако есть тонкая грань между челленджем и откровенной нечестностью. Кажется, на этот раз она была практически стёрта.
Проекты Миядзаки всегда отличались выверенным (по большей части) балансом. Враги были сложные, но проходимые. Однако с момента выхода Elden Ring, которая общественным мнением была признана самой дружелюбной к новичкам, прошло немало времени. Вышло много иных souls-like хитов разной степени доступности и играбельности, поэтому студии действительно нужно было напрячься, чтобы оставаться на коне и чем-то удивить геймеров. Способ удивления был выбран, пожалуй, самый тривиальный — пачка знакомых врагов с выкрученным в несколько раз показателем урона и совсем немного новых.
Многих из рядовых противников вы по-прежнему можете одолеть двумя-тремя ударами, если подходите по уровню, но если пропустите хоть одну атаку — ждите практически мгновенную смерть. Большинство комбо у мобов построены так, что у вас, при всём желании, не будет возможности разорвать дистанцию и подготовиться к следующему раунду, если допустили ошибку. И это не та самая разумная сложность, ставшая визитной карточкой студии, это просто раздражающий факт.
Решить проблему можно лишь одним способом — если полоска здоровья близится к противоположной стороне монитора, что автоматически делает классы вроде мага менее эффективными. Для комфортного прохождения вы буквально должны стать губкой для урона, а без тяжелых доспехов это крайне затруднительно. Впрочем, и в полном сете брони на 100 килограмм жизнь особо проще не станет, но об этом чуть ниже.
Здесь с нами, наверняка, поспорят, рассказав, как уже прошли DLC с помощью одной руки, умерли два раза и вообще не испытали никаких трудностей. Но давайте будем честны. Мы, как и многие другие, — рядовые игроки, а не фанаты одной серии, которые играют в «солсы» всю свою жизнь. Мы любим челленджи и вызовы, но не убивали Малению голышом с одним щитом. Испытания должны быть продуманными. И кажется, наше мнение разделяют если не большинство, то многие, раз рейтинг Shadow of the Erdtree не самый радужный.
Странный баланс заставляет страдать не из-за отсутствия «прямых рук», а от гораздо более прозаичных вещей. Например, всё такой же неудобной камеры или классических багов. Раньше всё это было не так критично, теперь же цена ошибки сильно возросла, а потому старые проблемы игры стали бросаться в глаза.
Приведём пример — минибосс-рыцарь стоит на входе в крепость. Идти в лобовую атаку — самоубийство, поэтому игрок ищет способ занять выгодную позицию. И для этого есть всё необходимое. Чуть правее коридор, который заведёт персонажа аккурат за спину супостата. Казалось бы — идеальный момент для того, чтобы реализовать преимущество, ведь после смачного удара в спину или отравления воин погонится за героем, а тот сможет маневрировать между коридором и главным входом, нанося урон лишь в выгодные моменты и успевая лечиться. Как бы ни так! Ваншот через текстуры сведёт на нет все ваши тактические изыскания. Естественно сами вы такое провернуть не можете.
Ещё один неприятные момент — расширенные зоны атак. Если вы играли в оригинальную Elden Ring, то знаете, что у всех врагов есть незримые арены, в пределах которых они реагируют на ваши действия. Пробежите мимо, и преследование вскоре прекратится. В Shadow of the Erdtree эту систему у некоторых мобов изменили. Кто-то по-прежнему будет бежать за вами лишь несколько метров, другие же гонятся чуть ли не через половину локации.
Результатом такого решения становится регулярная зачистка каждого противника раз за разом, так как далеко не всегда получится просто добежать до места смерти невредимым. Разработчики предложили решение. Отныне точки призыва других игроков могут находиться не только непосредственно перед боссом, но и в начале огромных зон и целых крепостей. Вам как будто сразу намекают, что одному тут делать нечего, поэтому пользуйтесь помощью.
Учитывая, что в Elden Ring так и не завезли классический кооператив — решение более чем странное. В основной игре данжи были не слишком большие. Многие игроки любили проходить в одиночку и сознательно отказывались от поддержки. При этом призыв означал именно кратковременную помощь. В DLC совместно можно изучать целые локации, где до ближайшего босса придётся идти добрых полчаса. Если же захотите делать все в одиночку — что ж, усложните себе жизнь в несколько раз. Такой явный упор на кооператив заставляет задуматься, что разработчики просто не смогли довести баланс до ума, а потому настойчиво предлагают Погасшим сотрудничать.
Ходячих костров придется убить несколько. Каждый из них — отдельная боль
При этом призыв работает с перебоями. Точных причин мы не выяснили, но видимо, помощников зовут так часто, что иной раз просто не успеваешь их пригласить. Ожидания могут затянуться минут на 15-20, после чего игра и вовсе заглючит, посчитав, что вы находитесь в совместном режиме, хотя рядом никого нет.
Любите высокую сложность в играх?
Всегда играю на самой высокой сложности