Американские беспризорник и старик дерутся за монету в советском фильме «Воскресенье в джунглях» (1962)
"Все, что говорили нам коммунисты про Запад, оказалось правдой"
Вспомнился этот эпизод из советского детства: смотрели по ТВ. После такого фильма хотелось перекреститься и порадоваться, что живёшь в СССР, а не в Нью-Йорке.
Экранизация рассказа времен Великой Депрессии прогрессивного американского опального писателя Альберта Мальца. Эпизод входил в состав черно-белой трилогии "Монета", снятой в 1962 году режиссёрами Аловым и Наумовым (авторы таких больших фильмов, как «Павел Корчагин», «Легенда о Тиле», «Тегеран-43», «Бег»).
Маленький мальчик ведёт яростную борьбу с пожилым, безработным искателем монёт за право достать из водостока упавшую туда 50-центовую монетку.
Всё-таки круто и мрачно в СССР показывали США и его жителей! Озлобленные, брошенные на произвол судьбы, вынужденные выживать. На экране полная безнадёга и депрессия: безработица, уныние, мрачная атмосфера безысходности.
В диких каменных джунглях американских городов, где нет солнечного света, льет постоянный дождь, разыгрываются жизненные трагедии простых американцев. Просто физически ощущается депрессивность и безысходность этой жизни.
Зацените, какова драма, нерв и сочувствие к героям. Не удивительно, что после таких нетленок советский зритель был весьма рад, что живёт в лучшей стране в мире. Напомним, что в 1962 году как раз разразился Карибский кризис, и сформировался своеобразный политзаказ под подобные произведения. Впрочем, напомним, что новелла посвящена всё же эпохе Великой депрессии.
В роли "пожилого" — неподражаемый Эраст Гарин. Изначально он пытается прогнать беспризорника (Володя Маструков, кажется, это единственная его роль в кино).
Но тот оказывается опасным мелким хищным зверьком. Сначала он закидывает старика булыжниками, потом просто разбивает ему голову.
Старик, испугавшись, сбегает. "Победа" достаётся нищему грязному ребёнку.
Реально, каменные джунгли!
Снято, конечно, шикарно: идеальное идеологическое кино, талантливейшая агитка, передающее нужный посыл. Современным идеологам стоило бы поучиться.
Ночь, неоновые фонари, дождь. Вокруг снуют дорогие машины и случайные прохожие. И никому нет дела до разворачивающейся борьбы. Похожие картинки, помнится, нам показывали в серии рисунков "Вот она, Америка!"
Мальц вообще был строгим критиком капиталистической системы, ещё до "Монеты": к выдающемуся фильму Жюля Дассена «Обнаженный город» (1948) Мальц писал сценарий. Скорее всего, Наумов и Алов смотрели эту классику нуара: эстетика городских улиц очень похожа.
Контраст американского города с его показной роскошью и самой настоящей нищетой достигается не словами, а изобразительными средствами.
***
Позднее, в похожей манере нам показали Сан-Франциско в "Начальнике Чукотки" (1967).