Первая мысль и ощущение — ощущение жалости.
Именно это чувство, в некоторой степени тревожное и щемящее я периодически ощущал по время своего путешествия по Таджикистану, когда в кишлаках мне попадались на глаза местные дети.
И в красивейших же местах живут, в экологически чистых и здоровых: жив и радуйся. Но выглядят детишки частенько не очень радостно и завидовать им как-то не получается. Глядя на их жизнь, окружающие условия, быт, занятия и развлечения.
Большая часть наших случайных встреч с местными детьми происходила прямо на дороге. Где дети либо гнали овец, либо катили какую-то тачку с какой-то поклажей, либо как на фото, пасли на каменистых обрывах индюков.
Вообще, во время этого путешествия, когда мы проехали через всю страну от столицы до горных районов Памира, мне показалось, что дети почти всегда чем-то заняты и не очень похожи на своих российских сверстников. Не сидят бесконечно в телефонах, помогают матери, по дому либо занимаются домашней живностью.
Так, в разных кишлаках я застал мальчишек и девчонок с изготовлением кирпичей, на стройке, при мытье посуды, таскании вёдер с водой.
Если же говорить непосредственно о развлечениях, то их у местных детей немного: интернета в большинстве кишлаков нет, на приставки и смартфоны денег нет, так что остаются лишь те развлечения, которые были и у советских детей: игры на улице.
Правда, и нормальных спортивных площадок в кишлаках тоже нет, так что даже в футбол играют они на импровизированных или просто на улице.
Альтернатива мячу — велосипеды. Все, как в советские времена, когда не было интернета и гаджетов с плейстейшенами.