Советские общежития частенько мелкали на экране. Нормальный сюжетный ход: а как иначе свести вместе нескольких разнохарактерных персонажей?
Без общежитий было никак для иногородних. Для семейных отдельные общежития. Для "одиночек" — другие. У студентов свои, при институтах и училищах. При предприятиях — рабочие общаги.
Но везде были примерно одинаковые правила. Даже родственники не могли остаться на ночь, когда гостили у своих. Воспитатели были, а также коменданты-сатрапы. После 23.00-24.00 в общагу уже не пускали никого.
В "Москва слезам не верит" и "Криминальном таланте" показаны рабочие общежития. По сути, одно и то же. Но как по-разному!
К началу 90-х началось время лимитчиков (или такое всегда было? — немного не в курсе) — там законы совсем драконовские (подписка, о ней ниже). Но и их маразмом назвать нельзя — крупные города таким образом защищались от наплыва неквалифицированных кадров (угроза безработицы) и рождения детей (как правило вне брака) (детсады тоже не резиновые). Жёстко, конечно, но зато не было такого бесконтрольного приезда гастарбайтеров.
"Москва слезам не верит"
В первой серии этому месту посвящено немало времени.
Общежитие здесь показано "тёплое", "ламповое", "ласковое". Сказка, она и есть сказка. Представляете, сколько таких Кать было на этом предприятии? Лимитчиц. И только одна из нескольких тысяч выстрелила, став директором. Сродни выигрышу в лоторее.
Обратите внимание, что к столу приглашена и вахтёрша (или кто она, комендантша?):
"Катька, ты теперь с малышкой одна жить в этой комнате!"
Невозможное решение, ведь общежитие не семейное, а рабочее. Официально такое устроить было нельзя.
Ну, и из давно возникшего вопроса: куда Катя девала новорожденную дочку? Ведь ни учёба, ни работу никуда не подевались. То есть девушке оформили декрет и ясли? Невероятная щедрость и доброта у предприятия.
Гораздо более реалистичный сценарий развития событий показан здесь:
"Криминальный талант" (1988)
Тут уже пошла "чернуха", и вот видим введение драконовских мер.
Контингент совсем не ангельский. Безнадёга и темнота.
Тут даже родственникам вход запрещён. "Свидание только за пределами!" Какие уж тут кавалеры?
Ситуация с ребёночком как бы похожая. Но с детьми в рабочем общежитии нельзя!
"А что будет с вами?"
"Не знаю. Выгонят, наверное. Мы подписку давали".
"О чём?"
"А что замуж выходить не будем. И детей рожать. А то нас из вашего города в 24 часа тырыть… Хм. Лимит. Слышали песню: «Закрывайте ворота, прёт с деревни лимита». Это про нас".
Подписка гласит: "В случае моего замужства или рождения ребёнка обязуюсь в 3-дневный срок покинуть общежитие. Подпись".
Комендантша объясняет:
"Что поделаешь. Девушка выйдет замуж, ей семейное общежитие подавай. Ребёнка родит — декрет, ясли, сад. А работать кто будет? Где всё это взять? Нету. Вот и берём подписочку. Всё, мол, будет можно. Когда квартиру получишь. А квартиру через 15- 20 лет. Какой тут уж муж. И рожают некоторые, чтоб хоть ребёнок был. Прячутся потом".
Жёстко и страшно, зато правдиво.
Читайте также:
Факты и мысли о "Криминальном таланте" (1988)