Содержание страницы
Впервые посмотрел это кино ещё в советские времена: впечатлил. Да и сейчас смотрится как полное погружение в неповторимый конец 80-х. Редкий случай соцреализма эпохи "Всё можно", ещё не совсем ушедшего в перестроечную чернуху.
Один из первых советских фильмов, который не поучал чему-либо, не давал однозначных ответов, а наоборот ставил вопросы. Заставлял зрителя не следовать в фарватере чужих идей, а шевелить собственными мозгами. На чьей стороне правда? Может ли вообще правда быть единственной или у каждого своя?
Психологический поединок следователя и молодой авантюристки, имеющей редкий дар перевоплощения. Криминальным талантом в этой двухсерийной картине по мотивам одноименной повести С. Родионова наделена красивая и артистичная 20-летняя мошенница Рукояткина. Она подсыпала "клиентам" в водку клофелин и, когда те "созревали", опустошала карманы, изобретательно чистила квартиры, "подрабатывала" на почте, но все-таки привлекла внимание органов. Через какое-то время она уже сидела напротив следователя…
Фильм разворачивает перед зрителями как поединок между честным и «правильным» (отличный семьянин, настоящий советский человек) следователем (Алексей Жарков) и юной преступницей — девушкой-«лимитчицей» (Александра Захарова) — потерявшей веру в людей, обозлившейся на несправедливость окружающего мира.
Игра актеров великолепна. Хоть Захарову и поругивают за отсутствие актёрского таланта, данная роль опровергает такие заявления.
Тонкая психологическая драма в сломное время конца 80-х. Даже закостенелый и правильный следователь "советского" воспитания, начинает что-то подозревать про скорые глобальные изменения в советской жизни.
Очень запомнилось суконная фабрика и диссонансом с ней идущая песня Стива Вандера "I Just Called to Say I Love You", имеющая абсолютно противоположное значение по смыслу. О музыке — ниже.
"Криминальный талант" интересен ещё и тем, что в этом фильме ещё до "Интердевочки" поднимается тема "продажных" женщин в СССР. Тут же, ещё до "Иглы" и "Ассы", звучит песня Цоя. В этом плане, кино получается на тот момент весьма смелым и новаторским.
Захарова здесь — супер. Если в начале второй серии её хочется пристрелить, то в конце этой же серии искренне жалко.
Жарков — великолепен. Естественен в своих сомнениях, страхах.
Открытый финал хорош. Самый главный вопрос — придёт или нет? Кажется, герояня в конце фильме сама ещё не определилась.
Никаких гарантий. То, что нам показали, полной ясности не дает. Вечером она думает сдаваться, а утром передумает. Она понимает, что условный ей не дадут. Она сама сказала, что не собирается сидеть ни за что. С другой стороны, не в бега же подаваться.
***
Как и полагается в советском кино, музыку взяли без каких-либо соблюдений авторских прав:
Сцена в ресторане: знакомство Виктора Капличенкова с аферисткой. В качестве фоновой музыки звучит песня Стиви Уандера — Overjoyed.
Сцена в ресторане: выступление танцовщиц варьете — под фонограмму песни «I’ve Seen That Face Before» в исполнении Грейс Джонс
Сцена в ресторане: посетители танцуют под песню Lessons In Love, в исполнении группы Level 42.
Впервые в СССР прозвучала Мадонна с песней «La Isla Bonita»
Рябинин разговаривает с девушками в комнате — «Замыкая круг» Криса Кельми и «Voyage Voyage» Desireless.
Сцена в общежитии — Жанна Агузарова и группа Браво «Чудесная страна», «Любовь моя», «Синеглазый мальчик»
Аферистка сбегает через чёрный ход: звучит песня в исполнении Эллы Фицджеральд — I Can’t Give You Anything But Love.
Песня Виктора Цоя «Война», композиция группы Status Quo «In the Army Now».
На последних кадрах и титрах звучит песня Стиви Уандера — «I Just Called to Say I Love You».
Подборка музыки и песен, конечно, впечатляет.
***
У Игоря Нефедова, оказывается, судьба сложилась неважно.
***
***
Фильм снимали в Ленинграде и Одессе. На эпизодические роли пригласили КВНщиков из знаменитой команды «Одесские джентльмены» — Яна Левинзона, Олега Филимонова и Светлану Фабрикант.
***
В 1985 году на ленинградском телевидении выходил телеспектакль "Криминальный талант". Поставлен по той же самой, одноимённой повести Станислава Родионова (написана в 1974 году).
В роли Рукояткиной — Елена Попова, Рябинин — Андрей Толубеев. Удивлёны, увидев Светина в роли Курикина.
Спектакль поставлен раньше, в "более советское" время, поэтому и настрой у него более оптимистичный. Альтернативная трактовка: тут суть истории в том, что красивая и умная девушка встаёт на скользкую дорожку.