А давайте представим такую ситуацию.
Дожили мы, например, до 2058 года. На экраны вышел исторический фильм, посвященный жизни в России после распада СССР. События фильма происходят примерно в 90-е годы.
Те, кто жил в те годы, уже, наверное, не посмотрят этот фильм по ряду причин. Но всё же, кто-то транслюкировался в кинотеатр и видит такую картину:
Голос сообщает:
— В 1998 году Эдик закончил школу и решил открыть свой бизнес по продаже телефонов.
Далее мы смотрим, как Эдик продает "Айфоны", чтобы скопить денег на "Сникерс", так как его подруга Агафья Пантелеевна всю жизнь мечтала об этом заграничном ястве.
Но неожиданно для всех Эдик покупает "Гранту", расплачиваясь на "черном рынке" с подозрительным продавцом фальшивыми сторублевками с профилем Ленина. Сделка происходит тайно, так как за ними охотится КГБ."
— Стоп! — скажет зритель с тростью в кинотеатре. — Это вы нам чего такое показываете? Не было такого. Кто режиссер сия действия?
Может ли такое быть в 2058 году?
Я ничему бы не удивился.
Но то 2058 год, когда бы у наших детей уже были внуки. Конечно, они не жили в те времена (как и режиссер фильма), а потому могут судить "об истории" только на основе того, чего услышали или увидели.
Знаете, до 2058 года еще далеко, но в современном кинематографе уже такое возможно — когда в кадре появляются "абсолютные анахронизмы".
— И так сойдет, — скажет один режиссер.
— Да никто и не заметит, — скажет другой режиссер.
— Это нам просто на консультанта продюсер денег не выделил, — скажет третий режиссер.
Каждый из нас из обычных зрителей является специалистом в каком-то деле. И всякий раз, когда в кадре происходит действие, касающееся наших знаний, мы слегка (но очень сильно) возмущаемся.
— Да кто же так ставит диагноз! — возмущаются врачи.
— Да кто же так разговаривает в школе! — возмущаются учителя.
— Да почему же у него одежда из 15 века, а действие происходит при Николае Павловиче? — возмущаются историки.
— Где он взял винтовку из будущего! — возмущаются любители оружия.
— Это как оно вообще произошло? — недоумевают физики.
— Да кто же так разводит! — возмущаются гадалки.
— Это где он там отпечатки пальцев взял и по волосу биографию прочитал? — возмущаются полицейские.
А я, как коллекционер, различных денежных знаков, сразу в кадре выглядываю моменты, связанные с деньгами. Глаз сам цепляется за подобные эпизоды. Всегда интересно посмотреть, с какой степенью серьезности реквизиторы отнеслись с съемкам.
Что характерно, те фильмы и сериалы, которые я смотрю, грубых ляпов не имеют. Однажды даже специально обратил внимание на момент в современном фильме, где действие происходило на стыке денежных реформ. И что характерно — претензии по деньгам, используемым в момент действия, не было.
Но вот если взять обычные сериалы, которые сегодня клепают на коленке, то там ляпов много. Причем даже в моментах, в которых этих ляпов быть не должно.
Вот, например, в прошлом году, когда стояла "адская жара", смотрел сериал "Кафе "Куба", где события происходят в 2003 году. Но почему они использовали купюры, которые появились в нашей стране только лишь после 2010 года?
А в некоторых сериалах вообще не заморачиваются с уровнем цен, которые действовали в тот или иной год "90-х".
В советское время такие "ляпы" также случались. Но там можно пенять лишь на одно — реквизиторам негде было достать "аутентичные" денежные знаки (сегодня их можно просто напечатать на принтере). Так, к примеру, гражданин Чичиков рассчитывается с помещиком государственными кредитными билетами, которые были в обращении в начале 20-го века. А кассир Гуляев из "Жестокого романса" предлагает деньги, которые были напечатаны только через полвека — при Временном правительстве.
Серьезный это ляп или не очень?
— Не очень, — скажет зритель.
И, наверное, будет прав. Но что характерно, этот же самый зритель возмутится, когда увидит, что персонажи фильма в 1998 году рассчитываются билетами Госбанка СССР. Подумаешь, всего лишь шесть лет прошло — просто капля в море истории.
А всему виной, наверное, относительность времени. Если мы жили в какое-то время, то нам кажется, что это было совсем недавно, мы досконально помним каждое событие, каждый момент жизни. Если вдруг наше воспоминание нарушение — мы сразу это видим.
Но то, что было до нас, существует лишь в памяти и состоит из множества информационных кусочков, которые мы складываем в определенном порядке и далеко не всегда правильно.
А "аутентичные" деньги в кадре или нет — это действительно мало кто заметит, особенно, если события происходили при при Павловичах или Александровичах.
Ну уж современные деньги мы помним! А кто сходу скажет (никуда не подглядывая), в каком году в обращении появились купюры в 5000 рублей, которыми мы пользуемся сегодня?