— Ты за красных или за белых?
После того, как я всё больше и больше изучаю историю родного края — тем больше я ни за кого. Только в страшном сне можно представить ситуацию, когда пришлось бы делать выбор, если бы на дворе был 1918 год.
"Волосы стынут в жилах", когда читаешь, сколько людей было убито, когда власть в селе в свои руки взяли красные. И не менее они стынут, когда читаешь, сколько людей убили белые, когда пришел "Колчак".
Причем у тех и других было столько злости, что они убивали друг друга с особой жестокостью, чтобы другим неповадно было.
— Опять власть меняется…, — говорили в известной советской комедии.
А ведь так и было. И что же делать обычному крестьянину, которому вроде как надо работать, чтобы прокормить семью, но в то же время нужно было делать выбор — за старый порядок или за новый. И любой выбор грозил расплатой.
Моё детство пришлось на тот период, когда мы еще читали рассказы про Чапаева, хорошего Ленина и плохого царя.
Естественно, в детский играх с палкой все были Чапаевыми, а чертополох и крапива — сплошь Колчаки, Врагнели и прочие беляки.
Затем концепция в стране поменялась. Бывшие коммунисты резко стали демократами, так как терять кормушку не хотелось, а для населения стали снимать фильмы и передачи, в которых начали показывать, что белые были не такие уж плохие, а даже хорошие, а красные были не такие уж хорошие, а местами совсем плохими.
И как тут перестроиться? Особенно в условиях, когда столько лет жили при одном строе, который считали хорошим.
А еще у нас были истории, рассказанные "баушками".
Одна история была совсем ужасная.
Когда в село пришли белые, то тут же были схвачены "сочувствующие" новой власти, вывезены за село и прилюдно убиты. Причем не просто расстреляны, а порубаны шашками.
— И головы катились вниз по горе, — говорили баушки.
Так вот, для устрашения на казнь были согнаны люди из ближайших деревень. Всё это происходило на месте, которое у нас называется Бутырки.
Вот на карте я нарисовал:
В середине находится "долина", а перепад высот около 40 метров. Были выбраны именно Бутырки, чтобы все могли видеть.
А вот фото:
Где-то там и проходила казнь с особой жестокостью.
И эту историю я слышал от нескольких человек (уже от их внуков и детей).
Таким способом люди истребляли друг друга. Те, кто выиграл в Гражданской войне, стали героями. Про "неудобные факты" вслух не говорили, а тех, кого надо, обличали.
А сегодня … сегодня уже всем плевать кто кем был.
— Время было такое, — говорим мы и смотрим в светлое будущее.
Действительно, время было такое. То, что было в начале 20-го века, пусть в 20-м веке и останется на совести тех, вершил "свою справедливость" маузером и шашкой.
И что характерно, в большой компании взрослых самый обычный разговор про "Вот раньше было лучше, коммунисты подняли страну, построили заводы" может плавно перетечь в "А у меня дед был кулаком, у него всё было, он день и ночь работал, но у него всё забрали, а его сослали в Казахстан".
Тут, наверное, как в известном анекдоте про жителей одной страны на Ближнем Востоке: "А мы продаем или покупаем?", т.е. всё зависит от обстоятельств.
Прошлое своей страны, конечно, нужно изучать. Другое дело, что большинство "источников" имеют определенную направленность. И уже приходится самому пытаться отсортировать "хорошо" от "плохо", не доверяя мнению дяденек в очках, которые, чтобы не лишиться материальных благ и вилл, состряпают любое отношение к тем или иным событиям.
Я больше люблю историю в фактах, когда можешь сам сделать вывод как на основе собственного жизненного опыта, так и кругозора, который успел сформировать.
Конечно, интересно читать и чужие мнения, чтобы наглядно видеть все направления логики мысли.
— Ай, не морочьте голову, — скажет третий, прислушавшись к разговору первых двух.
***
А сегодняшние дети ни за белых, ни за красных, они играют в Бравл Старс (что бы это ни значило). Да и нет гарантии того, что палка в руках ребенка не является чем-то запрещенным.