В мире кино существуют работы, которые превосходят свои жанровые рамки и становятся чем-то большим, чем просто кино. Это происходит по разным причинам. Например, благодаря своей истории, режиссуре, визаульному стилю, драматизму и даже истории создания и личным трагедиям, лежащим в их основе.
Редким примером, где все эти составляющие пересекаются, является фильм 1994 года "Ворон". Кино любимое многими, в том числе и автором этих строк. И когда дело дошло до ремейка, казалось, взбунтовались почти все фанаты старого фильма. И даже сам режиссер нетленки! В своих постах в социальных сетях он то и дело вставляет едкий и даже агрессивный комментарий, на тему того, что ремейк этот совершенно лишний и ненужный.
Но почему он так против? Ведь маловероятно, что в визуальном плане его работу трудно переплюнуть даже с большими бюджетами и современными технологиями. На это есть ответ.
Вы наверняка знаете о трагедии на съемках "Ворона": именно там произошла гибель Брэндона Ли – молодого актера, чья карьера, казалось, только начиналась. Сын великого Брюса Ли, Брэндон столкнулся с судьбой, столь же жестокой и несправедливой, как и его знаменитый отец, превратив его последнюю роль в посмертный символ невыполненного потенциала и нереализованных мечт. Эту историю наверняка знают уже все, кто хоть немного интересовался фильмом или фигурой Ли. Но мало кто знает, что режиссер винит СЕБЯ в этой трагедии. Почему?
Путь Брэндона Ли в Голливуд был отмечен трудностями: он сталкивался со стереотипами и предвзятостью: сын звездного отца, откуда у него талант для актёра? Не смотря на это он снялся в "Разборках в Маленьком Токио" (1991) и "Беглом Огне" (1992). Его заметили, но никаких супер-талантов он в них не раскрыл.
Когда Брэндон был утвержден на главную роль в "Вороне", сменив несколько более звездных, раскрученных кандидатов (Джонни Дэппа, Кристиана Слейтера), никто в него особо не верил. Даже создатель первоисточника, одноименного комикса. Но в конечном итоге Джеймс О'Барр, видя старание и желание Брэндона привнести в образ главного героя что-то более глубокое, отбросил сомнения и согласился. Кроме того, бюджет у "Ворона" был совсем уж скромным — и других вариантов особо-то и не было.
Как уже сказано выше, Ли активно вносил вклад в создание фильма, настаивая на удалении сюжетной линии, которую он считал стереотипной, и тесно сотрудничая с командой для более глубокой проработки своего персонажа. Он был глубоко вовлечен в создание фильма, координировал боевые сцены и выполнял большинство своих трюков. Опять таки, никто против не был: вспоминаем о скромном бюджете.
Ведь экономить приходилось на всем, даже на съемках экшен сцен и погонь: где-то в ход шли миниатюрные машинки: на то, чтобы эффектно разбивать в кадре настоящие, денег не было.
Понимаете, к чему ведет история? Именно ограниченный бюджет и стал причиной трагедии. Во время съемок "Ворона" съемочная группа столкнулась с ограничениями по бюджету и ускоренным графиком, что привело к экономии на различных аспектах производства, включая пиротехнику. Эти ограничения в сочетании с недостатком надзора за безопасностью способствовали несчастному случаю, который привел к смерти Брэндона Ли.
И конечно же, режиссер Алек Пройас прочувствовал невероятный груз вины: он ведь режиссер, не уследил за безопасностью! Более того, он хотел изменить ту роковую сцену незадолго до съемок — но не стал этого делать. В какой-то момент Алек думал вообще отказаться от завершения работы. Но, как мы знаем, передумал.
В дальнейших интервью режиссер говорил: "Это не моя заслуга… Я хотел, чтобы это был фильм Брэндона, потому что так оно и было, и потому что он больше не сможет сниматься в кино. Он вложил в фильм всю свою страсть, и он остался его наследием. Я знаю, что этим фильмом он бы гордился».
В таком свете мы видим человека, который боится, что ремейк сможет стереть старого "Ворона", заменив его на новый. О фильме забудут, и получается, гибель Брэндона будет напрасной, а значит, то самое чувство вины может усилиться у всех, кто чувствовал ответственность за его смерть, и уменьшить значение оригинального фильма в культурной памяти.