За последние 20 лет Польша закрепилась в игровой индустрии как поставщик любопытных среднебюджетных проектов. Да, все начиналось с печально известных "польских шутеров", однако местные студии активно исследуют как новые жанры, так и сеттинги.
Так, в последние годы активно набирает силу тренд исследования собственной истории. Парадокс в том, что это привело к выпуску целой плеяды игр, в которой корнем всех проблем польского народа оказывается Россия.
Очевидно, что в ближайшее время данная тема никуда не исчезнет. Оседлать ее решило издательство 11 Bit Studios. Недавно оно отметилась бредовой рекламой адвенчуры Indika, которая строилась на том, что ведущий разработчик сбежал из России в Казахстан.
Псевдоисторическая ролевая игра The Thaumaturge полностью укладывается в эту стратегию. Заодно проект стал проверкой на прочность студии Fool's Theory, которая прямо сейчас работает над ремейком The Witcher.
Август 1905 года. Молодой дворянин Виктор Шульский возвращается из Грузии в предреволюционную Варшаву, узнав о загадочной смерти своего отца. Поляк прибывает в город не в одиночестве — компанию ему составил "святой человек" Григорий Распутин.
Сам Шуйский — тауматург, способный считывать с предметов эмоции и намерения хозяина, а также видеть душевные изъяны, которые связаны со сверхъестественными созданиями, известными как салюторы. Виктор может забрать такой изъян, заодно привязав к себе этих существ, которых простой смертный увидеть не в состоянии.
В рекламных роликах разработчики зачем-то напирали на "историческую достоверность", но на практике же получилась какая-то альтернативная Польская губерния в не менее альтернативной России и с высокой концентрацией исторических фигур.
Несмотря на это, именно сеттинг является самой сильной стороной работы Fool's Theory. На откуп Шульскому отдали несколько городских районов: богатый центр, шумный рынок, нищие окраины, еврейское гетто и так далее. Атмосферу усиливает и отличное музыкальное сопровождение.
Центральный сюжетный стержень The Thaumaturge оказался очень слабым, ибо ключевое событие проглядывает еще в прологе. А уже ко второму акту повествование расползается на зарисовки из жизни разных слоев населения разной степени увлекательности. Польские националисты, русские монархисты, бунтующие рабочие, еврейские бандиты — место нашлось всем. И всех их объединяет одно — стойкая ненависть к Российской Империи.
Про преступления "кацапов" рассказывают чуть ли не каждая из доступных в игре записок. А одной из центральных группировок, противостоящих Шульскому, станут сотрудники Охранки, на фоне которых рядовые гопники выглядят аки представители интеллигенции.
Со стороны получившаяся конструкция выглядит довольно абсурдно, ибо разработчики также не демонстрируют любви к социалистам. Совсем смешно становится, когда дело доходит до темы социальной справедливости, ограниченной исключительно движением суфражисток и желанием сестры главного героя получать образование и носить штаны, чему активно мешают "клятые русские". Но стороной обходятся проблемы варшавских евреев, которые тут представлены исключительно торговцами, раввинами и… бандитами.
Геймплейная основа The Thaumaturge — довольно примитивный квест. По роду профессии Шульскому приходится много общаться с людьми, что в итоге выливается в самые разноплановые развлечения — от политических интриг до расследования убийств.
И каждый раз приходится методично пылесосить улицы Варшавы в поисках важных предметов и записок, после получения которых тауматург автоматически делает умозаключение. Какие-то улики напрямую связаны с заданиями, другие — открывают возможность посетить уникальное место и толику опыта.
Второй аспект — диалоги. Повествование в The Thaumaturge нелинейное, а игрок волен придерживаться определенной манеры поведения. Важным роль тут играет духовный изъян Шульского, связанный с его салютором Упырем — гордость. Принимая определенные действия или питая недостаток, вам будут открываться одни варианты действий и закрываться другие.
Механика реализована довольно странно. На ранних этапах будут просто недоступны определенные реплики, если игнорировать выборы, связанные с гордостью. А вот в финале при максимально прокачанной гордости Шульский будет автоматически выбирать реплики.
Некоторые из важных решений легко прошляпить. Скажем, отношения с одним из ключевых персонажей можно раз и навсегда испортить, если отказаться идти вместе с ним в дом, чтобы побегать по округе и доделать другие задания.
На своем пути Виктор может получить новых салюторов. Всего их восемь — по два на каждую из четырех черт трауматурга. Некоторые появятся в рамках основных заданий, другие — во второстепенных. Более того, часть существ легко пропустить, если не исследовать районы.
Некоторые из миссий имеют ограничение по времени. Если их игнорировать и продолжать двигаться по сюжету, то вы потеряете к ним доступ.
В ряде моментов предстоит выбор — получить нового сверхъестественного спутника или пожертвовать им. Но вот незадача — к сверхъестественным созданиями напрямую привязана система развития. В древе навыков салюторы выступают в качестве блока, мешающего изучать ветвь дальше. И если у вас нет соответствующего "покемона", то ряд квестов окажется невыполнимым.
Особенно уморительно показная русофобия смотрится в английской версии игры. К примеру, местные польские националисты матерятся только на русском или английском.
Такой подход нивелирует важность выбора — вы не можете сфокусироваться на одной конкретной ветке, ибо придется прокачивать абсолютно все. Принуждает к этому и спорная боевая система. Максимально утрируя, The Thaumaturge можно обозвать польской версией Persona.
Сражения происходят в пошаговом режиме, а от игрока требуется жонглировать салюторами. Почти у всех противников есть дополнительный бафф, который может снять только конкретное существо.
Также можно попытаться обнулить шкалу концентрации противника. Это приведет его в смятение, снимет защиту и откроет для особо мощных атак. Третий вариант — накладывание эффекта Мучения, что позволит усилить атаки.
Дополнительно стоит наперед продумывать последовательность ударов. Разные типы атак требуют разного времени на подготовку. С одной стороны, это открывает определенные тактические возможности для игрока. Но разработчики допустили типичную восточноевропейскую ошибку — неадекватно задрали сложность.
Даже в рядовом сражении главного героя могут очень быстро убить, ибо в 99% случаев Шульский сражается в гордом одиночестве. Да, есть салюторы, но враги (до четырех в одной группе) будут атаковать исключительно главного героя, который не имеет никаких возможностей для защиты или лечения.
Чтобы хоть как-то восстановить здоровье, важно задействовать "лечащие" атаки салюторов, которых очень мало. Две основные напрямую зависят от удачи — получите вы критическое значение или нет.
Подобный подход подпортит немало крови. Очередность атак также может сыграть злую шутку, ибо если враг умер, то отложенный удар сгорает, что в некоторых моментах приводит к Game Over.
Рядовые битвы в целом можно вытерпеть — или просто снизить сложность. Но это не спасет от баталий с боссами. Всего их восемь, и они предполагают сражения с двумя-тремя волнами оппонентов.
На арене также присутствует сам босс (обычно это салютор, которого предстоит приручить), постоянно накладывающий на Шульского негативные состояния. Дебаффы постепенно копятся, но их можно снять или ослабить за счет возможности некоторых салюторов переносить такие эффекты с тауматурга на оппонента.
Ближе к финалу вам все чаще будут попадаться особо прочные враги с защитой, которую нельзя снять. Вместо этого требуется прокачать до определенного значения одну из черт. Альтернативный вариант — обнулить шкалу концентрации, которая может оказаться очень и очень длинной.
Складывается ситуация, когда Виктору необходимо пережить пять атак подряд от врагов и не умереть. При этом он не может отменить эффекты, вроде кровотечения, ибо все противники имеют баффы, блокирующие такой маневр. И приходится молиться Богу рандома на то, чтобы атака с лечением продемонстрировала максимальные значения.
Местные сражения вызывают неподдельное раздражение — да и зрелищными их назвать не получается (со стороны выглядит как мордобой в переулке), хотя в них и участвуют паранормальные силы. Избежать потасовок также не получится, ибо они остаются одним из основных источников получения опыта. При этом случайных боев избежать невозможно, ибо ни одна из доступных реплик не позволит уладить дело миром.
The Thaumaturge также ждет от игрока, чтобы он проходил задания в определенном порядке, ибо дающие дополнительные опыт улики могут быть привязаны к конкретной черте. Если у вас еще нет нужного салютора (или герой прокачан не должным образом), то задание может застопориться, либо тауматург получить меньше опыта. Как результат — к финалу нам не удалось полностью прокачать Шульского, тогда как коллега пришла к боссу во всеоружии.
Еще один крупный провал Fool's Theory — графика. Да, у нас тут среднебюджетный проект из Восточной Европы со всеми вытекающими. Локации получились очень красивыми, тогда как качество исполнения моделей персонажей постоянно скачет. Особенно не повезло императору Николаю II и его супруге Александре Федоровне.
Но куда больше вопросов вызывает решение разработчиков перейти на Unreal Engine 5. The Thaumaturge является очередной антирекламой графического движка Epic Games.
Во-первых, подкачала производительность. В зависимости от времени суток, погодных условий и конкретной локации показатель скачет от 20 до 185 кадров в секунду. Из новомодных приблуд игра использует только Lumen но эффект затрагивает лишь отражения и мало отличается от SSR-варианта
Куда больше вопросов вызывает подход к работе c травой, мехом и волосами. Судя по всему, разрешение таких эффектов значительно ниже общего разрешения итогового изображения. На практике это означает, что при малейшем движении или смене планов часть картинки превращается в пиксельную кашу. А все персонажи The Thaumaturge исключительно бородатые и волосатые. Особенно это касается самого Виктора Шульского, который щеголяет в пальто с меховой отделкой.
Хватает и банальных багов. Речь идет о летающих скамейках, софтлоках, кривой локализациии, зависающих скриптах при прохождении квестов и так далее. Особенно неприятным глюком оказалась пропажа точек для взаимодействия с объектами на локации. Впрочем, загрузки в игре очень быстрые.
The Thaumaturge — очередной пример игры, разработчики которой имели на руках неплохой концепт, но не смогли довести его до ума. При всей "остроте сеттинга" погружение в мир полуальтернативной Российской Империи и польских националистов оказалось занимательным (пусть и специфическим) опытом, который серьезно подпортили откровенно неудачная реализация сражений, спорная система прокачки и плохая работа с Unreal Engine 5.