С "Воздухоголовым" у меня вышла довольно неприятная ситуация. Я не раз сломал голову в попытках отделить, собственно, игру от ее технического состояния. С одной стороны, перед нами махровая инди-жемчужина, сделанная с горячим сердцем, свежим взглядом на привычные вещи и льющимся как из ведра креативом. С другой… из-за безобразного технического состояния и некоторых странных решений мой опыт прохождения был настолько тернистым, что к экрану телевизора хотелось слезно приложить подорожник. Тем не менее, к финальным титрам игру хотелось скорее понять, простить и даже похвалить.
Начнем с того, что продукт с пометкой "оптимизировано для Xbox Series X|S" встречает нас отнюдь не самой красивой и даже не средней картинкой в нестабильных 30 FPS на Xbox Series X. Взор частенько раздражают графические артефакты, необъяснимо резкое переключение цветовых фильтров на ровном месте, подвисания и очень своевольная работа камеры, которая любит вместо персонажа показывать измерения по ту сторону текстур. Персонаж постоянно норовит застрять в декорациях, провалиться сквозь текстуры или протиснуться сквозь препятствие, аннулировав смысл головоломки. В голове не укладывается, как можно было так наломать дров в платформере с видом сбоку? Уж не знаю, будет ли игра в ближайшее время подведена к состоянию хоть какой-то играбельности, но сейчас ее прелести приходится закусывать горьким дегтем.
"Дак что же там с самой игрой?", — спросят самые стойкие искатели бриллиантов. Airhead являет собой приключенческий 2,5D-платформер с замашками метроидвании. Сражений и врагов в привычном понимании нет, акцент смещен в сторону головоломок. Играть нам предстоит за безголовое существо, которое тащит с собой огромную голову, своей формой навевающую воспоминания о мультсериале "Эй, Арнольд!".
Куда тащит? Зачем? Как заведено в играх в стиле Limbo/INSIDE, никто вам ничего прямо не скажет, стройте свои теории сами или пылесосьте YouTube в поисках СПГС-откровений. Мир Airhead получился довольно абстрактным визуально, но по-хорошему безумным. Тут и там нам встречаются странные существа, загадочные механизмы и удивительные архитектурные сооружения. Правда, первые пару часов глазу будет не за что зацепиться, ведь встречает игра скучнейшей сетью пещер.
Музыка тоже напоминает Limbo. Вернее, не музыка, а густой тревожный эмбиент с редкими вкраплениями мелодии. Жаль, звук, как многое в Airhead, сейчас безбожно глючит, музыка обрывается, а иногда игра просто замолкает без причины.
Сам по себе безголовый герой мало чем интересен геймплейно: бегает, прыгает, подтягивается, таскает ящики и камни… но голова в руках меняет все. Персонаж держит ее обеими руками, теряя способность подтягиваться и тянуть предметы на себя. Кроме того, голова постоянно требует кислорода. У нас есть около 15 секунд, прежде чем экран потемнеет и голова погибнет, а мы отправимся на ближайший чекпоинт. Сохраняемся мы, присосавшись в к кислородному баллону, коих по миру разбросано довольно много. Некоторые баллоны наполняют голову гелием, позволяя летать, а другие, наоборот, утяжеляют и дают возможность нырнуть глубоко на дно или пробить своим весом пол в определенных местах. Часто для продвижения вперед приходится временно отделять кочерыжку от тела, но вам все равно нужно будет продумать, как пронести ее до следующей точки сохранения.
Стоит заметить, примерно пятичасовое приключение вышло разнообразным и крайне насыщенным. Игра постепенно подкидывает нам новые условия, заставляя адаптироваться к ситуации. На горных вершинах дует сильный ветер. В промышленных зонах мы должны пронести вагонетку, пытаясь обмануть назойливых роботов. В некоторых местах крылатые существа расчищают территорию от любых инородных предметов, включая нашего героя. Особенно мне запомнился эпизод, где вместо привычной головы нам выдали переносной бур, дав возможность расколошматить несколько уровней.
По заветам метроидваний игра постепенно осыпает нашу голову новыми возможностями, позволяющими продвинуться дальше и собрать ранее недоступные секреты. Тут помимо стандартных двойных прыжков и рывков есть возможность на время превратить голову в яркий фонарь и обучиться управлять различными механизмами. Сбор секретов позволит отрастить на голове множество новых ушей, которые позволят дольше держаться без кислорода, и глаза, которые служат запасом условной маны для применения спецумений.
Жаль, но платформинг, составляющий немалую часть Airhead, выполнен из рук вон плохо. Герой крайне неохотно отзывается на команды и часто запинается о невидимые препятствия. Порой ты уже давно разобрался, как пройти головоломку, выстроил в голове нужную последовательность действий, но продолжаешь раз за разом дохнуть, потому что персонаж опять не среагировал на нажатие прыжка, отказался цепляться за уступ или попросту застрял. К счастью, тут нет садистских полос препятствий по типу Super Meat Boy. Игра не давит хардкором.
Пресловутое 2,5D применяется довольно странно. Большая часть игры управляется как классический двухмерный платформер, но иногда мы должны переместиться на альтернативную тропинку вглубь экрана. Места этих переходов не всегда хорошо различимы, да и герой не слишком охотно на них перемещается, что порой раздражает.
Airhead получилась довольно оригинальным инди-приключением на манер Limbo или INSIDE. Правда, для того, чтобы поравняться с ними, ее не помешало бы причесать технически. Я давно не встречал платформеров, где банальные прыжки вызывали бы столько раздражения, но, к счастью, игра акцентирована на головоломках. Посетить этот чудной мирок и раскрыть его тайны определенно стоит, но сперва я бы дождался нескольких патчей.