Напряженный фантастический шпионский детектив для детей и юношества о приключениях супер-подводной лодки "Пионер" и её команды.
Одноименный роман Адамова (частично роман был опубликован в газете "Пионерская правда", а первое книжное издание в 1939 году вышло в "Детиздат ЦК ВЛКСМ") несколько раз перечитывал с большим интересом, до сих пор в памяти. Ещё тогда заметил, что многие ситуации с подлодкой откровенно позаимствованы у Жуля Верна.
Книга "Тайна двух океанов" в детских библиотеках зачитывалась до дыр.
А кино — настоящий блокбастер тех лет. Помнится, сюжет книжки подвергся кардинальной переделке под актуальную "шпиёнскую" тематику, что пошло фильму скорее на пользу.
* Персонажи в фильме, в основном, те же, что и в книге. Но подлодка отправлена с заданим разгадать таинственные случаи гибели судов, связанные с появлением каких-то неизвестных катеров.
* В книге тайной является сама подлодка «Пионер», а в фильме под ней подразумеваются загадочные взрывы в двух океанах. Не было в книге и самой тайной военной базы, начинённый врагами человечества смертоносным оружием, на необитаемом острове.
Кстати, меня терзает смутное подозрение, что идею острова с подводной торпедной базой из этого фильма сплагиатил Теренс Янг для первой части Бондианы — "Доктор Ноу" (1962 г.)
* Завязка сюжета книги — переход «Пионера» из Ленинграда во Владивосток и столкновение французского парохода с айсбергом, случайным свидетелем которого стал экипаж лодки. В фильме пароход пустила на дно вражеская торпеда.
* Экипаж подлодки исключительно мужской (в книге профессор Лордкипанидзе по совместительству ещё и корабельный врач). В книге нет женщин: ни врача, ни радистки.
* В книге нет ни брата Горелова, ни трапеции, ни цирка вообще.
* В книге механик Горелов является не подменышем, а настоящим предателем, которого шантажом (он скрыл наличие родственников за рубежом) и угрозами (в частности, жизни его невесты) принуждает к сотрудничеству японская разведка.
* В романе Адамова орудуют японские и американские милитаристы. В фильме враги не имеют национальной принадлежности.
* Важнейшим отличием фильма от романа является то, что один из главных персонажей — старшина Скворешня — в фильме является майором КГБ, внедрённым на «Пионер» втайне от экипажа. В самом романе даются намёки, что особистом является комиссар лодки.
* В романе Матвей Петрович Ивашёв является не музыкантом, а инженером, якутом, под личиной которого скрывается японский шпион императорского Главного Штаба капитан Маэда (роль в фильме М. Глузского, персонаж показан с явно азиатским гримом). В фильме музыкант Ивашёв напевает песенку «Олешки бегут, бегут, якута к счастью везут…».
* "Наука", в отличие от книги, сведена, в основном, к видовым съёмкам, качество которых не очень впечатляет с учётом современных достижений в этой области…
***
Книгу всё-таки лучше читать отдельно (она не только про врагов Родины, но и про приключения, морскую романтику).
Тем не менее, кино удалось — лидер проката 1957 года (6 место) — 31,2 млн. зрителей. Фантастически великолепное кинодитя своего времени. Умный, с захватывающим сюжетом, прекрасной игрой актеров шпионский детектив.
Отличная игра актёров (прежде всего злодеев) — Глузского, Голованова. Медальное лицо (не хуже, чем у американских суперменов того времени) и уверенная игра Сергея Столярова, красивые лица хорошо играющих женских персонажей. Мальчик (Павлик) тоже сыграл свою роль на «отлично». Ну и «старшина» Скворешня, КГБшник Павел Луспекаев — не подкачали
Сейчас конечно, смотреть и читать такое серьёзно не получится. В наши дни "Тайна двух океанов" выглядит как пародия и агитка. Но всё равно осталась атмосфера нуара, таинственная история с шпионами, потонувшими кораблями и гигантским кальмаром. Ну и, конечно, впечатляет музыка Мачивариани — совершенно уникальная! Ничем не хуже музыки из "Детей капитана Гранта", но отчего-то совершенно непопулярная.
***
Посмотрел различные версии фильма в интернете. В одной из самых старых есть невырезанные сцены, где в интерьерах кабинетов фигурирует товарищ Сталин.
Также нашёл немецкую версию "Тайны двух океанов": в ней переставлены местами некоторые сцены, а также вырезано около 50 минут из фильма.