Попалась на глаза очень интересная история, описанная в Т Журнале. Признаюсь, я тоже думала, что при оплате через Систему быстрых платежей (СБП) никакие карты никуда не привязываются.
Но давайте по порядку.
Светлана решила оплатить 2-дневный пробный период сервиса по аналитике соцсетей socialvisor.ru. Пробный тариф можно было купить после регистрации и авторизации всего за 99 рублей.
Девушка не хотела привязыывать к своему профилю карту, поэтому из предложенных вариантов оплаты выбрала СБП. Отсканировала QR-код через приложение Тинькофф банка, списалось 99 рублей, как и обещали.
Кстати, сайт потребительнице не понравился, предоставленный функционал разочаровал. Светлана закрыла страничу и забыла про сервис.
"Через двое суток с карты Тинькофф у меня списали 4 890 ₽, о чем я узнала через уведомление. Я сразу же среагировала, увидела, что списал эти деньги тот же сервис, который у меня отобразился при оплате 99 рублей", — пишет девушка.
После списания дополнительных почти 5 тыс. она зашла в профиль и обнаружила, что в разделе "Платежные данные" привязана ее карта. Данные которой нигде не вводились.
Пострадавшая удалила карточку из личного кабинета и попыталась оспорить операцию в банке, но получила отказ.
А в самом сервисе заявили, что якобы девушка при оплате 99 рублей поставила галочку о согласии подписаться и на полную версию сервиса. Поэтому после 2 дней пробного тарифа и списали уже 4 890 рублей.
Какие выводы можно сделать из этой ситуации?
Всегда надо проверять подписки при оформлении пробного периода и после этого самого оформления. Как оказалось, безакцептно списать могут, даже если клиент платил через QR-код в СБП. И в таком случае даже блокировка карты по идее не поможет, ведь СБП работает со счетом. Так что выход — только отмена всех ненужных подписок.
Но остается очень тревожный момент: непонятно, откуда в личном кабинете Светланы взялись данные карты. При оплате через СБП данные карты использоваться и передаваться куда-то не должны. Операция проходит по банковскому счету.