По мере вращения Земли идут и наши физиологические часы. Дневной свет синхронизирует каскады молекул-хронометристов, выполняя регулирующие «танцы» по всему нашему телу, иногда сотрудничая с половыми гормонами, иногда вальсируя в одиночку, но всегда лидируя.
Удивительное исследование, проведенное биологами из Университета Дэвиса (University of California, Davis), обнаружило молекулы, отслеживающие время, которые танцуют под совершенно другую мелодию.
У большого черного жука-жевунка (Holotrichia parallela), вида жуков-скарабеев, половые гормоны, по-видимому, берут на себя инициативу и создают внутренний ритм, который циклически повторяется в течение 48 часов вместо типичных 24-х.
Поскольку для запуска и завершения этих странных внутренних часов требуется в два раза больше времени, чем обычный циркадный цикл, он известен как «циркабидиановый» ритм.
Хотя известно, что поведение некоторых животных, в том числе людей, комаров и жуков, соответствует циркадному циклу.
«Наблюдения 48-часовых ритмов в природе редки», — говорят ученые. «Новое исследование предоставило нам подробное описание того, как генерируется циркадный ритм обнаружения феромонов у этого жука».
Этот вид жуков-скарабеев, печально известный как серьезный сельскохозяйственный вредитель в Азии, каждую вторую ночь устраивает свидания. В эти ночи самки выходят из уютных почвенных жилищ и поднимаются на большую высоту, чтобы поманить своих партнеров соблазнительными феромонами, называемыми метиловым эфиром l-изолейцина (LIME) и l-линалоолом. Самцы жуков реагируют на этот парфюм как на часы.
Команда ученых идентифицировала рецепторы половых феромонов жука и отслеживала их активность с помощью молекулярных продуктов и электроантеннограммы, которая измеряет реакцию усиков жука. Для сравнения исследователи также проверили реакцию жуков на фитонциды растений.
Смотрите также
Первые цветы появились раньше пчел — как они эволюционировали?
Тысячелетняя загадка о насекомых и ночном свете получила новое объяснение
Хотя рецепторы жуков реагировали как на LIME, так и на l-линалоол по отдельности, самые сильные сигналы возникали, когда оба феромона объединялись вместе.
Эта двойная реакция выявила один и тот же двухдневный характер как химических, так и электрических сигналов, тогда как реакция жуков на летучие вещества растений не имела циклического характера.
Результаты сбивают с толку, поскольку биологические циклы обычно синхронизируются с внешними сигналами окружающей среды, такими как свет или температура. Но не существует известных естественных циклов, которые бы длились 48 часов.
«Такой циркадный ритм уменьшает возможности спаривания, но сводит к минимуму хищничество», — объясняют ученые в своей статье . «Однако Holotrichia parallela не находится под известным давлением хищников».
Предыдущие исследования показывают, что, хотя темнота не нарушает этот цикл, свет все же играет определенную роль, поскольку удаление оптических долей приводит к рассинхронизации жуков.
Таким образом, по-видимому, существует «какой-то механизм удвоения тактовых циклов в цепи между тактовыми клетками и поведенческими командными нейронами», заключает команда ученых.
В какой-то момент неблагоприятные условия, должно быть, пошли на пользу жукам, ограничив их появление только через день. Но что же заставило их тела реагировать на такую уникальную мелодию, остается загадкой.
Исследование было опубликовано в журнале Current Biology.