Don’t Nod после спорной Twin Mirror и нестандартной для студии адвенчуры Harmony: The Fall of Reverie решила ступить на территорию других жанров, предложив аудитории экологический симулятор скалолазания Jusant. Проект, визуально пересекающийся с творчеством испанской студии Tequila Works (RiME), рассказывает о безымянном и "бесполом" подростке, который карабкается по руинам исчезнувшей цивилизации.
Из разрозненных записок и элементов обстановки вы постепенно узнаете, что в некогда благодатный вертикальный мир пришла засуха, а вместе с ней разочарованные люди ушли в куда более плодородные земли. Теперь ребенку в компании водного питомца нужно карабкаться навстречу палящему солнцу, чтобы вернуть дождь.
В каждой из локаций игрока ждут не только новые геймплейные элементы, но и связующая точка – горн. Последний способен активировать древний артефакт и открыть путь к следующей локации.
Перед началом подъема игроку необходимо закрепить страховочный трос, после чего использовать эркеры и камни. Сама веревка ограничена длиной, так что необходимо четко рассчитывать расстояния, дабы затем смотать ее в специальной точке или рядом с новым местом крепления.
По мере продвижения позволено забивать страховочные колышки – на случай, если персонаж сорвется или устанет. Дело в том, что прыжки по камням и карабканье отнимают силы, поэтому важно отдыхать. Вот только даже передышка не поможет восстановить всю шкалу доступной выносливости, которая постепенно уменьшается. При длительной заминке вы рискуете остаться без энергии и сорваться.
От этапа к этапу появляются новые механики, усложняющие прохождение. Если в первом акте герой просто карабкается наверх, то во втором питомец сможет пускать импульс, оживляющий засохшие растения, дабы затем использовать для подъема стебли.
В дальнейшем появляются неведомые существа, таскающие в свои норы камни, а также светящиеся насекомые, подбрасывающие персонажа вверх. Отдельно стоит выделить систему ветра, порывы которого надо отслеживать по закрепленным на скалах сачкам. Поток воздуха может не только легко преодолеть препятствия, но и сильно сбить выносливость.
При всей продуманности базовых механик Jusant страдает от типичных болячек современных инди-продуктов. Стоит чуть отклониться от заданного игрой маршрута, как герой начинает проваливаться сквозь текстуры и повисает по другую сторону деревянной балки без возможности вернуться назад. Ну или канат застревает в объектах, не давая вернуться. Остается только один выход – перезапуск игры с контрольной точкой.
Кроме того, в некоторых местах камера начинаете сходить с ума, и вы не понимаете куда вам двигаться. Это на фоне часто очень сложного подъема раздражает и разочаровывает.
Хотя Jusant базируется на Unreal Engine 5, разработчики решили придерживаться принципа визуального минимализма, отсылая не только к RiME, но и к ICO. И это очень хорошо работает в сказочном сеттинге.
Атмосферу также создают внушительные масштабы локаций и мелкие детали – вроде анимации травы и порывов ветра. Игра при этом выглядит все равно технологично за счет продвинутого освещения Lumen и системы Nanite, благодаря которой проблема дальности прорисовки уходит в прошлое. Правда, ноу-хау не распространяется на траву.
Jusant – это очень непритязательная и симпатичная игра на тему экологии с простыми механиками и нетривиальным сюжетом. Если бы не самоповторы и баги, то от нее можно было бы получить куда больше наслаждения. А так вас ждет занятное и неспешное развлечение на пару холодных зимних вечеров.