Три тысячи каст существовало в Индии на начало ХХ века, четыре тысячи лет насчитывает практика сословного разделения. Почему многовековая традиция оказалась под угрозой?
Известно, что разделение людей по роду деятельности возникло в Индии задолго до начала новой эры. Деление подразумевало выделение отдельных групп населения, занимающихся определенной работой.
Брахманы служили Богу и возвышались над всеми, кшатрии были бойцами — они воевали, вайшьи вели животноводческий или земледельческий бизнес, отвечали за экономику и торговлю, а шудры — низшая каста — были в качестве слуг. Есть еще и "неприкасаемые" — они выведены за систему четырех основных групп и считаются самым низшим сословием, хотя их численность составляет почти 16% от общего населения страны
Считается, что изначально такое разделение носило чуть ли не идиллический характер, когда все представители более высших каст в обязательном порядке должны заботиться о нижних. Т.е. самыми богатыми на внимание "сверху" должны были быть как раз слуги, а вот о над брахманами только Бог. Идиллии не возникло, но кастовость продолжала существовать.
Каждая из этих групп с течением времени дробилась на десятки и сотни подгрупп. Муж и жена обязаны были принадлежать к одной касте. Дети, рожденные в таком браке, тоже принадлежали этой касте и принимали на себя ту жизнь, которая была им предписана, переход был немыслимым. Оставалась одна надежда: вести себя правильно и ждать перерождения, когда ты сможешь родиться в более высшем сословии.
Примечательно, что Индия, пережив кучу завоеваний, подчинившись приверженцам ислама и монголам, побывав колонией Великобритании, осталась верной своим традициям, не отступив от них ни на шаг. Но в условиях современной реальности устои пошатнулись.
Первое, что произошло — это попытка прекратить гонения и унижения "неприкасаемых". В середине ХХ века был введен запрет на этот термин на конституционном уровне. Их наделили такими же правами, как у других каст, а непризнание этого каралось законом со всей строгостью. Знаковым событием стало избрание президентом Индии человека из данной касты. Им стал Рам Натх Ковинд.
Правительство попыталось закрепить понимание того, что для него не имеет значения какой касте принадлежит человек для осуществления юридических процедур. Кастовость постарались загнать в рамки личной жизни и домашних устоев.
И если в деревнях местные жители все еще сопротивляются этим новшествам и ведут образ жизни в соответствии с разделением, то в крупных городах границы постепенно стираются. Увеличение процента образованных людей, процессы глобализации и уплотнения затмевают собой древнюю традицию.