Черно-белая Германия. Уличное фото с Olympus E-M1 и размышления о том, что означает «снимаю для себя»
Я так много снимаю и так мало публикую фотографий, что часто слышу упреки друзей и коллег. Особенно это касается уличной фотографии, потому что снимаю какие-то свои фотозарисовки и наблюдения, и вроде как совсем не для публикаций. А потом сидишь, просматриваешь архивы и думаешь, а почему бы не показать все это!? Ведь это мой взгляд на мир!
С уличной фотографией вообще не все просто или даже далеко не просто. Я подписан на десятки авторов, среди которых есть известные фотографы, чьи фотографии я пытаюсь понять и найти, что в них такого, что заслужило десятки тысяч лайков и перепостов, а также малоизвестных фотографов, работы которых вызывают у меня чувство эстетического наслаждения, которые хочется пересматривать.
Попробую сформулировать свою мысль, что для меня значит уличная фотография в общем. Тот случай, когда не надо искать подвоха и пытаться понять: "Что этим хотел сказать автор?". Если получится, конечно…
Итак, для меня уличная фотография — это попытка запечатлени мои же эмоции и впечатления. Не трэвел-фото в чистом виде, мгновения окружающей жизни. Это не обязательно люди или события. Это может быть архитектура, графика, транспорт или вырванные из контекста детали. То, что каким-то образом привлекло мое внимание и заставило поднять камеру и сделать снимок.
Я бы назвал это бессознательной фотографией, потому что я не отношусь к тем людям, которые, найдя интересное место, до упора ждут появления в нем человека, птицы или стечения других событий. Может быть поэтому я и не стал пейзажным фотографом, имея свойство неусидчивости на одном месте. Мне надо двигаться, чтобы взгляд постоянно блуждал вокруг и видел как меняется мир вокруг, из которого я и выдираю отдельные кадры и мгновения.
Отчасти, наверное, на это повлияло мое репортерское прошлое и вообще работа в СМИ. Большое количество фотографий, сделанных мной на улице, можно использовать для иллюстраций газетных статей. Я стараюсь меньше снимать "прикладного", но иногда оно все же лезет само-собой. Самое сильное, что может меня отвлечь от всего, это геометрия света, тени, ритм, перспектива и многослойность. Часто в этом случае весь новомодный сторитейлинг становится чем-то абсолютно второстепенным.
И конечно транспорт. Во всем его разнообразии, начиная велосипедами на улицах города и заканчивая самолетами и пароходами. Еще недавно я писал на автомобильные темы и возглавлял автомобильный журнал, поэтому темы авто были в приоритете, но трамваи и железные дороги все равно имели не меньшее, а то и большее значение.
В YouTube сейчас популярны ролики с темой POV Street Photography. Я все подрываюсь снять что-то подобное, но боюсь стать одним из сотен авторов, которых сам пролистываю не задумываясь. Это те, кто очень много говорит, занимая большую часть времени и кадра, и те, кто не понимает, что снимает, а просто снимает. Я тоже этим болел когда-то.
То есть, ты как бы делаешь вид, что снимаешь интересное тебе: ждет в кадре человека, чтобы зафиксировать "решающий момент" (с), ищешь классические формы и приемы в окружении, потом показываешь их или даже печатаешь. Но проходит время, открываешь архив и просто сливаешь его в корзину, потому что там вообще ничего тебе стало не нужно. Потому что тебе это было не интересно, а ты просто пытался что-то снять или снять по чьим-то там правилам и трендам.
Совсем другое дело, когда снимаешь "для себя". Раньше это "для себя" очень любили авторы на фотофорумах, публиковавшие для критики свои кадры, а потом ставящие точку фразой: "я вообще это снимал для себя". В моем понимании "для себя" — это когда ты фиксируешь что-то, что тебя привлекло: геометрия, свет, динамика, бардак, красота, красивая лампочка с бабочкой или красивая бабочка с лампочкой (тут фиолетовая разница). Не важно! Главное, что тебя это привлекло, остановило взгляд. Удалить всегда можно, потому что времена 36, а то и 12 кадров на СФ уже давно прошли.
Подводя итог попытки самоанализа, я нахожу, что мой подход располагается где-то в середине между travel и street фотографией. С одной стороны, я для себя фиксирую места, в которых побывал, с другой, я хочу запечатлеть что-то, что другие не увидят в суете пробегающей мимо жизни: мгновения, которые творятся вокруг нас, но почему-то остаются за кадром.
Хотите пример? Закройте глаза. Вспомните вашу сегодняшнюю поездку на метро. Всматривались ли вы в лица пассажиров, в их одежду, позы или действия? Искали ли вы взглядом геометрию света и архитектуры? Наблюдали ли интересное сочетание цветов сумочки вооон той дамы, вагона поезда и ботинок стоящего перед вами парня? Да что угодно, кроме смартфона в руках, табло с остановками и вызывающего поведения очередного утырка в вагоне…
Я люблю фотографию не за деньги, грамоты и призы. Я вообще редко участвую в конкурсах и всего лишь один раз согласился на организацию персональной фотовыставки, хотя и испытал довольно приятные чувства. Люблю фотографию за то, что она заставляет меня смотреть на мир вокруг, а не сквозь мир вокруг. За то, что она учит меня наблюдать, сравнивать, замечать, рассматривать и видеть чуть-чуть больше. И хорошо, если я успел это запечатлеть, но часто "добытый" просто глазами хороший кадр приносит не меньше удовольствия. Помните это: "для себя"?
На самом деле я прекрасно осознаю, что вся эта "уличная фотография" так или иначе выросла из документальной фотофиксации окружающего мира после появления этой фотографической возможности. Большинство тех первых фотографий не имеет никакой ценности кроме документальности фотофакта, но мы их ценим и часто даже любим.
По сути, современная уличная фотография, благодаря некоему творческому и технологическому прогрессу, осталась фотофиксацией, к которой мы добавили чуть-чуть себя, своего отношения, взгляда на вещи и настроения. Возможно, что в далеком будущем эта фотофиксация будет чем-то ценным для истории, которую будет невозможно создать с помощью Ai, а будущие "современные уличные фотографы", будут снова размышлять, что для них означает их увлечение и "что автор хотел сказать?".